Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Сочинение: Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение: Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории человечества. «Война и мир» — это ро­ман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях истории России, освещающий важные стороны на­родной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных сло­ев общества.

Основным художественным приемом, который использует Л. Н. Толстой, является антитеза. Этот прием — стержень про­изведения, который пронизывает весь роман. Противопоставле­ны философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805—1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустер­лиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское обще­ство и провинциальное дворянство), действующие лица.

В романе противопоставлены и сопоставлены два полковод­ца — Кутузов и Наполеон. Писатель прославил главнокоманду­ющего Кутузова, в котором видел вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно народный герой, руководствующийся в своих дейст­виях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворства, и одновременно как му­дрый исторический деятель и полководец. Главное в нем для Толстого — его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно по­этому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в представители народной войны». И только это чувство поставило его на «высшую человеческую высоту».
[sms]
Толстой изо­бражает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно по­нимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Куту­зовым происходящего всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это — победа. Как полководец он явно стоит выше Наполе­она. Именно такой полководец был нужен России для ведения народной войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался дру­гой главнокомандующий: «Представителю народной войны ни­чего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

В изображении Толстого Кутузов — живой человек. Вспом­ним его выразительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый единственный глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии раз­личных по характеру и социальному положению лиц, углубля­ясь в психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородином.

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, и причина этого — в неверной позиции Толстого-историка. Исходя из стихийности историчес­кого процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писа­тель высмеивал культ «великих личностей», созданный буржу­азной исторической наукой. Он считал, что ход истории реша­ют исключительно народные массы.
 
Толстой даже пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические со­бытия предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды писателя в романе. Он, по словам Толстого, «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующе­го, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». У Кутузова — толстовский фаталистичес­кий взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен.

Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личнос­ти в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к некото­рой противоречивости его образа: ведь Кутузов все-таки вы­ступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно на­правляющий их. И в конечном итоге Кутузов выступает как ак­тивный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огром­ное волевое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе является Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писате­ля — агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил, уничтожал великие куль­турные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон — чес­толюбец, стремящийся к мировому господству. В первых час­тях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном высших светских кругов России после Тильзитского мира.
 
Толстой характеризует эти годы как «время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели», и Наполеон «уже убедился, что не нужно ума, по­стоянства и последовательности для успеха». С самого начала романа писатель ясно выражает свое отношение к государст­венным деятелям той эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона, кроме прихоти, не было никакого смысла, но «он ве­рил в себя, и весь мир верил в него».

Если Пьер видит в Наполеоне «величие души», то для Шерер Наполеон — воплощение французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что, став импе­ратором, Наполеон предал дело революции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит жестокость Наполеона и его де­спотизм, а отец Андрея, старик Болконский, сетует, что нет в живых Суворова, который показал бы французскому импера­тору, что значит воевать.

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя этот полководец занимает определен­ное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Тол­стой был недостаточно объективен, утверждая: «Он был подо­бен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Но Наполеон в войне с Россией не был так уж бессилен. Он просто оказался слабее своего противника — «сильнейшего духом», по выражению Толстого.

Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающе­гося деятеля как «маленького человека» с «неприятно-притвор­ной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног». Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Безумная гор­дость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Наполеон Толстого — «сверхчеловек», для которого интересно «только то, что происходило в его ду­ше». А «все, что было вне его, не имело для него значения, по­тому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» — любимое слово Наполеона.

Насколько Кутузов велик, являясь частью народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме. Сопоставляя двух пол­ководцев, Толстой делает вывод: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому подлинно ве­лик именно Кутузов — народный полководец, думающий преж­де всего о славе и свободе Отечества.[/sms]
22 ноя 2007, 15:40
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.