Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: Духовные искания Пьера Безухова


Сочинение: Духовные искания Пьера Безухова

Сочинение: Духовные искания Пьера БезуховаТолстой думал над написанием произведения о декабристах. Поэтому эта тема находит отражение и в «Войне и мире». Тол­стой хотел проследить каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической среды в эпоху войн 1805—1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и полному разрыву с ней. Зада­чу раскрытия облика такого человека Толстой решает образами Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но только Пьеру автор позволяет остаться в живых после войны. Болконский в романе погибает.

Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки высшего обще­ства. Пьер только что вернулся из Парижа. Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх. Несмотря на то что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находит­ся на самой низкой ступени.
[sms]
Это неудивительно, Пьер — неза­коннорожденный сын старого графа Безухова. В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с со­бой. Забегая наперед, скажу, что Пьер в будущим станет закон­ным наследником старого графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу изменится. Он станет желанным гостем всех салонов и домов. А пока вер­немся в салон Анны Шерер. Пьер здесь отличается не только своим внешним видом. Он нарушает заведенный порядок. В со­ответствии с правилами гости должны подойти к старой тетуш­ке и поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а пото­му, что так принято. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы.
 
Пьер же нарушает слаженный ритм «раз­говорной машины», разразившись сумбурной речью в ответ на приветственные слова чопорной тетушки. Он пытается отсто­ять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским. Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя самую что ни на есть разгульную жизнь в кругу печально про­славленной в этом отношении столичной аристократической молодежи. Борьба духовного с чувственным — одна из состав­ляющих процесса внутреннего развития Пьера.
 
Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между пороч­ными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противо­речий во взглядах на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались поч'ли нормой жизни. Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, «вельможу в случае», который нажил свое богатст­во и титул, прославившись не столько ратными, сколько амур­ными подвигами.

Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блиста­тельной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красо­та — это красота статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер по­нимает это, но теряет голову. Большую роль в заключении бра­ка сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть заранее для него написанную роль. Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними про­тиворечиями.
 
Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу. Задумав­шись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству. Понача­лу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масо­нов, но прежде всего он ищет ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...» На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею по­мощи ближнему в практической жизни.
 
Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкаса­ется с народной средой, но соприкосновение это поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой». Вот как описывает Толстой то, что получилось из нововведений Пьера: «...он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц — женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине.
 
Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков сво­ими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителя­ми. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину крестьян, уменьшен­ную только на бумаге... И потому Пьер был восхищен своим пу­тешествием по имениям и вполне возвратился к тому филант­ропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга». Вскоре Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в организации лишь выгодных зна­комств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность, поис­ки своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни вой­ны 1812 года.
 
Пьер не военный, но он не может стоять в сторо­не, когда родине угрожает опасность. Он продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя народов». Пьер хочет убить На­полеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми моск­вичами. Здесь раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию, патриотизм. Он за­щищает женщину, заступается за помешанного, спасает из го­рящего дома ребенка.

Пройдя через огонь, кровь, слезы, прикоснувшись к людско­му горю, увидев войну такой, какая она есть на самом деле, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних умоза­ключений. Ему открывается другая правда, он приходит к иде­алу народной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естествен­ных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Богатый граф, который вместе со всеми ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги, он научился ценить и понимать жизнь.
 
В плену Пьер знакомится с солдатом Апшеронского полка Платоном Ка­ратаевым, который становится для него настоящим учителем. У Каратаева Пьер воспринял способность подчиняться естест­венному ходу событий и почерпнул те народные истины, кото­рым потом следовал. Толстой описывает, как после возвраще­ния из плена Пьер встречается с солдатами, которые располо­жились на привал. Он пьет с ними чай, а после думает, что прежде он заплатил бы солдатам за угощение, теперь же этого не сделает. Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы быть понятым народом. Для этого необходимо бороться вместе с ним за общие интересы.

Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассе­янным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной.

В столице умирает его жена, и он женится на Наташе. Спус­тя еще семь лет Пьер — видный общественный деятель, отец се­мейства. Они с Наташей любят друг друга и счастливы вместе-. Однажды, когда они остались вдвоем, Наташа сказала: «Ты зна­ешь, о чем я думаю? — о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Период становлений и исканий Пьера закон­чился. Наступило время истинной духовной зрелости. [/sms]
22 ноя 2007, 15:29
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.