Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: Народ и личность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Сочинение: Народ и личность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение: Народ и личность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой, справедливо полемизируя с учеными, создавшими культ вели­кой личности, исторического героя, по воле которого соверша­ются мировые события, утверждает, что ход мировых событий предопределен свыше и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения.

Это означает, что Толстой старается опоэтизировать сти­хийные законы жизни. Он утверждает, что все решают чувст­ва, а не разум, что есть рок, судьба. Теория предопределеннос­ти, фатализма, неизбежности исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова и Наполеона. Личности в истории Толстой отводит ничтожно малую роль, приравнивая ее назначение к назначению «ярлыка», то есть средства дать наименование событиям, фактам и явлениям.

Наполеон при жизни получает титул непобедимого и гени­ального полководца. Толстой развенчивает Наполеона в нрав­ственном плане, обвиняя его в отсутствии гуманизма по отно­шению к простым солдатам и народу. Наполеон — захватчик, поработитель народов Европы и России. Как полководец, он является косвенным убийцей многих тысяч людей. Государст­венная деятельность Наполеона в этом свете постановки во­проса попросту была безнравственна. Европа не могла никого противопоставить Наполеону, «никакого разумного идеала», и только русский народ хоронит его сумасбродные планы заво­евания мирового пространства. Толстой пишет: «Вместо гени­альности являются глупость и подлость, не имеющие приме­ра». Весь облик Наполеона ненатурален и лжив. Он не мог от­вечать высоким моральным требованиям, поэтому в нем нет и подлинного величия.
[sms]
Воплощением всего лучшего является Кутузов. Толстой от­мечает в нем не только «мудрого наблюдателя событий», но и талантливого полководца, руководившего самым главным — моральным духом войска. Толстой пишет: «Долголетним воен­ным опытом он знал и старческим умом понимал, что руково­дить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не рас­поряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска».

Противоречия во взглядах Толстого в изображении им Ку­тузова проявляются в том, что, с одной стороны, Кутузов — мудрый, пассивный наблюдатель хода военных событий, руко­водитель духа войска, а с другой стороны — это полководец, активно вмешивающийся в ход военных событий. Кутузов предложил Наполеону генеральное сражение и при численном превосходстве Наполеона одержал военную и моральную побе­ду. Кутузов на следующий день отдает приказ о контрнаступ­лении, чтобы поднять дух войска, но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил. И таких примеров много.

После изгнания Наполеона из России Кутузов подает в от­ставку, считая свою миссию выполненной. Так реализм Толсто­го взял верх над путами его фаталистической философии и ху­дожественно представил истинное лицо великого полководца, его кипучую энергию, активное участие в ходе военных собы­тий. Война приобретала всенародный, национальный характер,

поэтому на посту главнокомандующего должен был быть не иностранец (Барклай), а русский полководец — Кутузов. С приходом его на этот пост русские воспрянули духом. Они даже сочинили пословицу: «Пришел Кутузов бить французов». Превосходство русской армии в военном отношении и полко­водческий гений Кутузова показали в 1812 году, что русский народ непобедим.

В русской армии жил неукротимый дух суворовской «науки побеждать», были живы национальные традиции военной шко­лы Суворова. Солдаты вспоминают его и во время боя, и у кост­ра. Как к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке исторических событий Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание войны он считает величайшим проявлени­ем зла. «Мысль народная» пронизывает и философские вьшоды Толстого, и изображение конкретных исторических событий, исторических деятелей, и обрисовку рядовых людей, оценку их нравственного облика.

Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и теоретических рассуждений писателя, — вывод о ре­шающей роли народных масс в истории. Изображая войну 1805—1807 годов, Толстой объясняет причину поражения рус­ских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды ее цели. Совсем по-иному изображаются настро­ения армии в войне 1812 года. Эта война носила народный ха­рактер потому, что русский народ защищал свой дом и свою землю.
 
Подлинный героизм, незаметный и естественный как са­ма жизнь, — это качество проявляется и в боях, и в солдатских буднях, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Народ предстает перед нами как носитель высших нравствен­ных ценностей. Общие цели и общая беда сплачивают людей, независимо от того, к какому сословному кругу они принадле­жат, поэтому лучшие национальные черты русского человека выявляются во время всенародного бедствия.

В «Войне и мире» воплощена подлинная народность — вели­чайшее завоевание русской классической литературы. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зре­ния интересов всего народа, который является по существу глав­ным героем его произведения. Стремясь осмыслить закономерно­сти человеческой жизни, исторического процесса, писатель не только рисует живые картины, образы и судьбы людей, но и рас­суждает как философ, ученый-историк, говорящий на языке на­уки. Любимая мысль писателя живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой эпопеи.[/sms]
22 ноя 2007, 15:17
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.