Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»


Сочинение: Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Сочинение: Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»Камнем преткновения для многих читателей романа «Что Делать?» являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает по­нять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображе­ний Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегори­ческой форме.

Но один из образов, представленных во втором сне Веры Павловны, не вызывает сомнений в том, для чего он создан ав­тором. Это — «реальная грязь». Что же имеет в виду Черны­шевский, употребляя этот термин?

Сначала он сам задает вопрос: «Почему из одной грязи ро­дится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой гря­зи не родится?». Вместе со своей героиней автор замечает: там, где вода не имеет стока, образуется гниль, в которой не может расти пшеница. Эта гниль — «фантастическая грязь», которая образуется, когда отсутствует движение. А движение, по Чернышевскому, «есть реальность», главный элемент кото­рой — труд.

Та среда в человеческом обществе, где в чести труд, по­рождает достойных людей, несмотря даже на грубость этой среды. Достаточно вспомнить семью Верочки Розальской, что­бы в этом убедиться. Трудовая среда не убивает в человеке здорового начала — эту мысль подчеркивает Чернышевский, она составляет основу не тольк? второго сна Веры Павловны, но и всего романа.
[sms]
Конечно, и в «фантастической грязи», то есть в среде празд­ной, могут родиться «здоровые колосья». Примером тому явля­ется Рахметов. Но люди, способные трудиться, являются в этой среде исключением.

Все «новые люди» — Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов — вышли именно из трудовой среды, труд для них является по­требностью. Собственно, именно в этом смысле они и названы новыми людьми — по сравнению, например, с прежними героя­ми русской литературы; такими, как Онегин или Печорин.

Казалось бы, их труд подчиняется только требованиям це­лесообразности. Вера Павловна говорит: «Я завела мастерскую затем, чтобы эти прибыльные деньги шли в руки тем самым швеям, за работу которых получены». Но в то же время она «с первых же дней стала приносить книги. Сделав свои распо­ряжения, она принималась читать вслух...».

Таким образом, становится ясно, что труд для героев не только способ получения прибыли, пусть даже наиболее спра­ведливый, но, главное, возможность сеять «разумное, доброе, вечное».

Есть и еще одна особенность отношения к труду, присущая «новым людям». Это стремление к тому, чтобы труд был твор­ческим. Вера Павловна стремится к этому постоянно. Как толь­ко она чувствует, что «переросла» свои мастерские, что там можно обойтись и без нее, она находит новое поприще: стано- вится врачом. И Кирсанов, ее муж, охотно помогает ей в этом, потому что ему самому понятна потребность не просто труда, но труда творческого.

В романе «Что делать?» показаны «новые люди» и новый тип человеческих отношений. Он распространяется на все сферы жизни: профессиональную, семейную, дружескую. Суть этого нового типа со всей полнотой проявляется в том по­вседневном творческом труде, которым постоянно заняты ге­рои романа. [/sms]
22 ноя 2007, 14:09
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.