Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношениях


Сочинение: Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношениях

Сочинение: Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношенияхПервое прочтение романа Н. Г. Чернышевского вызовет у современного молодого человека скорее всего усмешку. В са­мом деле, странными кажутся отношения, принятые в семье Лопухова и Веры Павловны. В доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты ни муж, ни жена не могут войти без стука. Да и вообще, вежливость су­пругов по отношению друг к другу балансирует на грани неес­тественности, а очень часто и переходит эту грань. Ну а то, что Лопухов и Вера Павловна постоянно называют друг друга «ми­ленький» и «миленькая», и вовсе заставляет думать о полной неестественности их .отношений.

Первое, что заставляет иначе увидеть суть отношений меж­ду этими людьми и заподозрить себя самого в непроницатель­ности, — это то, что Лопухов оставляет медицинскую академию за два месяца да окончания, чтобы, женившись, избавить Ве­рочку Розальскую от гнета в родительском доме. И это тот Ло­пухов, который разумно и рационально утверждает, что по­ступками его всегда руководит выгода!

Что же понимает этот человек под словом «выгода», если он способен на поступки, явно нелогичные именно с точки зрения житейского удобства? Эта мысль позволяет увидеть отношения между собою «новых людей» (а с их-то помощью Чернышев­ский и представляет человеческие отношения в романе) не­сколько иначе...
[sms]
Начинаешь понимать, что студент Лопухов, оставляя акаде­мию, действительно поступает в соответствии со своей выгодой. Все дело в том, что подобные дела выгодны доброму и порядочному человеку. А ведь именно о Дмитрии Лопухове Чернышев­ский пишет: «У этих людей, как Лопухов, есть магические сло­ва, привлекающие к ним всякое огорченное, обижаемое сущест­во». Нетрудно догадаться, что «магические слова» являются выражением высоких свойств человеческой души. Чернышев­ский уверен, что по-настоящему творит добро тот, кто не любу­ется в это время собой. Эта характеристика как нельзя лучше подходит к личности Лопухова.

Для Лопухова человеческие отношения — не торг по прин­ципу «ты — мне, я — тебе», а эстафета: «ты — мне, я — дру­гим». Не случайно Верочка, не испытывая любви к Лопухову, дружески общаясь с ним, сразу воспринимает этот нравствен­ный принцип. Ее первый сон, в котором она освобождает людей из подвала, как раз и свидетельствует об этом.

Стоит почувствовать этот главный, глубинный принцип че­ловеческих отношений, исповедуемый главными героями, как начинаешь думать: а может быть, не так и важно, каким обра­зом они устраивают свой семейный быт? Конкретные приметы быта меняются в зависимости от времени, а главное остается неизменным... Для современного человека важно понять то главное, что определяет отношения «новых людей» в романе «Что делать?».

В полной мере отношения между людьми раскрываются, когда на сцене появляется Александр Кирсанов. Во многом он похож на Лопухова. Оба они, по словам автора, грудью, без свя­зей, без знакомств прокладывали себе дорогу. Оба приложили немало сил для того, чтобы реализовать свои способности. И когда в отношениях Кирсанова, Лопухова и Веры Павловны сложился неразрешимый «любовный треугольник», то все пове­ли себя достойно в тяжелейшей ситуации.

Кирсанов долго пытался отказаться от всяких отношений с женой своего друга. Но чувство оказывается сильнее логичес­ких построений, и герои романа «Что делать?» не были бы са­мими собой, если бы строили свою жизнь только по законам ло­гики, игнорируя чувства.

Но существуют еще условия повседневной жизни, и каждый сам решает, как соотнести с ними свои чувства. Кирсанов и Ве­ра Павловна не могут соединить свои жизни, не пройдя перед этим через унизительную для всех процедуру развода. Пони­мая это, Лопухов предпринимает единственный возможный шаг: решает уйти со сцены. Он делает это, подчиняясь велени­ям той самой «выгоды», которая определяет для него человече­ские отношения вообще и собственные поступки, в частности.

А по этой выгоде, если стремиться к преобразованию жизни, мечтать о будущем, в котором люди будут гармоничны и духов­но свободны, то и сегодня нужно быть не только образованным, трудолюбивым и честным, но и счастливым, полагаясь в этом не столько на судьбу, сколько на себя.

Возможно, кто-то посчитает, что Лопухов поступил невер­но, кто-то одобрит его поступок, — это уже зависит от кодекса чести каждого из нас. Лопухов повел себя так, как нашел нуж­ным: инсценировал самоубийство и дал возможность Вере Павловне и Кирсанову быть вместе. Он уезжает за границу и возвращается в Петербург только тогда, когда былое чувство прошло.

Но самое главное заключается в том, что человеческие отно­шения, построенные на такой нравственной основе, не кажутся Чернышевскому чем-то из ряда вон выходящим. Он прямо пи­шет об этом в романе: «Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались боль­шинству публики героями, лицами высшей натуры... Нет, дру­зья мои... не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко... На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди».

Здесь высказан главный урок, данный героями романа «Что делать?». Меняются политические системы, меняются жизненные устремления людей, а нравственные принципы человеческих отношений остаются неизменными во все вре­мена. Можно быть благодарным писателю, который напоми­нает об этом.[/sms]
22 ноя 2007, 13:50
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.