Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: Базаров и Раскольников


Сочинение: Базаров и Раскольников

Сочинение: Базаров и РаскольниковВ литературе второй половины девятнадцатого столетия по­являются персонажи, принадлежащие к новому слою общест­ва — разночинцы. Наиболее яркие из них — это Евгений База­ров и Родион Раскольников. Романы, в которых они появились, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах. Непростое это было время. С одной стороны — подготовка и проведение ряда ре­форм, обещание царем конституций, с другой — разочарование реформой 1861 года, распространение социалистических идей и неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было время надежд и разочарований, время выбора. В та­кой противоречивой обстановке и родились такие герои, как Ба­заров и Раскольников.

Тургенева и Достоевского как художников волнуют разные аспекты человеческого бытия, и это определяет различие этих образов. Тургенева более интересуют общественные отноше­ния, столкновения различных характеров, а Достоевского — душевные переживания отдельной личности. Поэтому в «Отцах и детях» мы узнаем Евгения Базарова в основном по его словам и поступкам, а Раскольникова в романе Достоевского — в боль­шей мере по его душевным переживаниям, мыслям.

Что роднит и различает Базарова и Раскольникова? Оба они, молодые люди, ищут свое место в жизни, формируют свои взгляды. Базаров пробует свои силы в естествознании, а Рас­кольникова интересует место человека в обществе. Если пер­вый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно са­молюбивы, только Базаров в своем самолюбии стремится к сво­боде, независимости от чужого влияния, а Раскольников к вла­сти. Оба идут по жизни по каким-то своим, хотя довольно близким ориентирам, так как у каждого из них есть система ценностей. Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.
[sms]
Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросается сразу в глаза. Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь («Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!»), а у Раскольникова это составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что отно­сятся ко второй категории людей. (У Родиона это до поры до времени.)

Идея Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова — признание пра­ва сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а следова­тельно, отрицание нравственных принципов. На основе этого можно назвать взгляды Базарова вульгарно материалистичес­кими и безнравственными, а Раскольникова — откровенно фа­шистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по совести, ведь нельзя назвать самого его безнравствен­ным человеком. Его — да, а если на месте Базарова был бы другой? Жить по совести, а не по законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас, реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть? Позволила же она Рас-кольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о какой нрав­ственности идей Базарова можно говорить, когда он сам скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения не ведут к страшным последствиям лишь благодаря чистоте души того, кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле, Раскольникову нет.

Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью, на что она ему — конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании чего-либо, будь то авторитеты иди нравственные принципы. И Базаров, и Раскольников — ни­гилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева: он, по сло­вам одного критика, изобразил не только идею нигилизма и его трагедию. Раскольников есть ее жертва. Не случайно и Иван Сергеевич «умертвил» своего героя: скорее всего, он не видел будущего за нигилизмом.

Базаров и Раскольников — бунтари, только бунт у каждого из них свой: у первого — революционный, у второго — лично­стный. Революционность взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного состояния самого об­щества. Евгений Васильевич уверен в необходимости перемен.

Бунт Раскольникова же вышел из нищеты и самолюбия, он по­шел не против устройства общества (какое ему дело до «мура­вейника»!), а против угнетенности личности и души. Поэтому его бунт — индивидуалистический.

Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом «Отцов и детей» Тургенев хотел показать несо­стоятельность революционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе — пагубность любого бунта, связанного с наси­лием, вообще тем самым призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля истины: последствия таких протес­тов могут оказаться очень печальными.

Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окру­жающих людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы, одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион Романович к тому же просто «задавлен бедностью», что делает его совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпает­ся жизнь: у Базарова — когда он полюбил Одинцову, у Рас­кольникова — когда он делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало этим двум людям остаться таки­ми навсегда? Прежде всего, приверженность своим идеям, пе­реходящая в упрямство и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту построенной им схемы жизни; Рас­кольников не мог оставаться долго нормальным, живым челове­ком, пока оправдывал свое преступление. Пагубные идеи уби­вали и в том, и в другом любовь, а следовательно, и жизнь. Ба­заров не отрекся от своих убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и «ожил».

На примере героя «Преступления и наказания» мы видим, что делает с человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в познание природы, а Раскольников, об­ладая способностями к учебе, даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь уроками. Базаров лю­бил Анну Сергеевну. Раскольников же, пока не раскаялся, Со­нечку не мог полюбить, даже если бы хотел этого. Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у челове­ка способность жить в обществе, стремление и любовь к жиз­ни вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа: надо отметить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей, их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному началу. Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны — его фраза «а что дальше?», подразумевающая, что духовные ценности важнее материальных. С другой стороны — его полное неприятие ис­кусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах. Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает само духовное. В этом он противоречит сам себе. Ев­гений столкнулся на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался из этих противоречий и умер. Я часто говорю о его смерти, так как считаю этот момент глубоко символичным.

Раскольников пренебрег нравственными принципами и по­шел на преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали, все поступались и таким образом выживали. В душе его произошел раскол, борьба двух мнений: с точки зрения разума, расчета, теории преступление было оправдан­ным, с точки зрения морали — нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с позиций нравственности, и это вернуло его к жизни.

На примере двух литературных героев — Базарова и Рас­кольникова — мы видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страш­ной раскольниковской. Создателями этих образов вскрыта ан­тигуманная сущность этого явления, его оторванность от нацио­нальных корней, его отрицание и очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более широкий подход к ней.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом сов­падают взгляды на жизнь, характеры, они оба способны тво­рить добро, оба — противоречивые натуры. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни двух ге­роев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обост­ренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове. Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызы­вают скорее не ненависть и порицание, а сочувствие — сочув­ствие к трагической судьбе обоих. У них есть чему поучиться: у Базарова — силе воли, стремлению к познанию, у Раскольни­кова — способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание» были разные, но была одна общая — обличение пороков анти­гуманных форм общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова.[/sms]
22 ноя 2007, 13:23
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.