Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Трагедия Раскольникова—социальная трагедия


Сочинение: Трагедия Раскольникова—социальная трагедия

Сочинение: Трагедия Раскольникова—социальная трагедияГлавный герой романа «Преступление и наказание»,— Ро­дион Романович Раскольников. Это обедневший дворянин, ко­торый приехал в Петербург для учебы. Денег на жизнь у него практически не было. Единственная поддержка — это по­мощь деньгами из дома, от матери и сестры. Мать выделяла сколько могла из своей нищенской пенсии, сестра, чтобы по­мочь Раскольникову, устроилась на службу в богатый дом. Иногда ему самому удавалось заработать кой-какими урока­ми.
 
Раскольников не одинок в своем бедственном положении. Почти все герои романа живут за чертой бедности, Петер­бург — город обездоленных, которым некуда идти и которые осуждены всей системой на нищенство и одиночество. Люди, с которыми встречается Раскольников, такие же несчастные. Добрый по природе человек, Раскольников не может видеть, как страдают другие. Он помогает занести в дом раздавлен­ного Мармеладова, отдает его родным последние деньги, по­лученные от матери. Семья Мармеладовых, одна из многих, живущих в нищете.
 
Чтобы хоть как-то помочь голодным де­тям и не слушать упреков мачехи, Соня идет на улицу. Почти в таком же положении оказывается и сестра Раскольнико­ва — Дуня, которую покупает Лужин. Не имея средств опла­тить учебу, Раскольников бросает университет. Он живет в тесной каморке, которая походит «более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии заплатить. Раскольников, по сути, находится в тупике. Теперь у него по­является оправдание своего существования: «Ко всему под­лец-человек привыкает!»
[sms]
Он опускается. Опускается по двум причинам. Первая — это нищета: «он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшие­ся у него вещички, квартирная хозяйка перестала ему отпус­кать кушанье, он обносился, обтрепался так, что ему уже нельзя было показаться на люди... Эта бедность потянула за собой нравственное падение. Раскольников уже может позво­лить себе некую нечистоплотность. В своей «похожей на гроб каморке» он может спать, не раздеваясь. Все у него дырявое, все в прорехах, пятнах. И пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, внутренний разлад в нем углубляет­ся с каждым днем, каждым часом. И вот в этой тесной камор­ке, где «низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят», у Раскольникова стала зарождаться идея.

Сущность идеи состоит в том, что можно убивать «по совес­ти». Страшный смысл этого тезиса лучше всех выразил Разу-михин: «„.что действительно оригинально во всем этом, — и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, — это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже_ ведь это разрешение крови по совести... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разре­шение кровь проливать, законное...»

Но самое страшное в том, что, задумав «преступление по со­вести», Раскольников подвел под него теоретическую базу. Еще будучи студентом, он пишет статью, которая была опубликова­на и которую заметили. В этой статье и содержится обоснова­ние и, по сути, даже оправдание такого преступления. Согласно нему, все люди делятся на две категории. Первую категорию составляют обыкновенные люди, которые годятся только как материал «для рождения себе подобных», то есть «твари дро­жащие», вторую — люди, «имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». Эта идея полностью захватила Рас­кольникова, она начинает руководить его поступками.
 
Сам Рас­кольников «во всем этом деле... всегда наклонен был видеть не­которую как бы странность, таинственность, как будто присут­ствие каких-то влияний и совпадений». Ведь все начиналось очень просто: сначала были какие-то мысли, рожденные в горя­чих раздумьях на тесном чердаке. Конечно, в таких условиях светлые мысли не родятся. Потом статья. Чуть позже был слу­чайный визит к старухе-процентщице. Вот тут-то и начала со­зревать мысль насчет убийства старухи. «Странная мысль на­клевывалась в его голове, как из яйца цыпленок» и очень, очень занимала его. Словно нужно было именно в это время услы­шать разговор студента с офицером о той же старухе, о воз­можности ее убийства.

Но уже перед преступлением Раскольников не до конца осознает, правильно ли он поступает. Посмотрим на его состо­яние. Он все время находился в смятении. Не столько сам ге­рой идет на это преступление, сколько жизнь толкает его на это. С одной стороны, бедственное положение его и семьи. Письмо матери еще усилило в нем душевные муки. Ведь из-за него сестра выходит за Лужина. Он ее толкает на это, зна­чит — благая цель убийства: чтобы вывести из тяжелого по­ложения себя и свою семью. Позже, уже после убийства, в разговоре с Соней он скажет: «Я и решил, завладев старухи­ными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги по­сле университета...» Да, старуха злая, никому не нужная, жадная, почему бы за счет ее не помочь семье. Но ведь он убил не только старуху. Он убил ее сестру Лизавету, такую же бедную и несчастную, как он сам.

Раскольников выдвигает и вторую причину убийства, кото­рая вытекает из его теории. Вспомним опять его разговор с Со­ней: «...не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества... Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда, и поскорее уз­нать, вошь ли я, как все, или человек... Тварь ли я дрожащая или право имею».

Но после убийства Раскольникова мучают угрызения совес­ти. Оказывается, убить — это еще не все. Как жить дальше, зная, что ты убил. Первая причина убийства — помочь себе и другим — не оправдала себл. Ведь он даже денег почти не взял. Раскольников цепляется за вторую причину. Но в душе понимает, что ничего он не доказал. Теория Раскольникова ока­залась лживой насквозь, и поэтому убийство, которое он совер­шил, еще хуже, чем убийство за кусок хлеба. Герой Достоев­ского сам признается в этом: «...если б только и зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был».
 
Его теория рух­нула уже во время убийства Лизаветы. В горячке Раскольников восклицает: «Я не старушонку убил, я себя убил». Раскольни­ков стремится найти оправдание своим поступкам. Он хочет по­нять Соню. Но ведь Соня не совершала преступления, а, наобо­рот, принесла себя в жертву ради близких людей. Раскольни­ков остается одинок в своем преступлении. Достоевский показывает, что преступление против законов людских ничем не может быть оправдано и поэтому влечет за собой наказание, страшнейшей частью которого являются муки собственной совести. Пытаясь избавиться от угрызений совести, он ищет спа­сения в правосудии.

В начале романа Раскольников противостоит миру, не при­нимая и отвергая его целиком. Он ненавидит царство лужиных, сострадает мармеладовым. В эпилоге мы возвращаемся к той же исходной точке, видим все тот же, погрязший в застарелых и неизлечимых бедах мир, которому нужно спасение, мир, где так много ложных учений и ложных героев. Таким же ложным героем оказался и Раскольников. Он провозгласил свою идею и попытался ее осуществить. Достоевский показал, что для то­го, чтобы изменить судьбы отдельных людей, матерей, сестер, детей, избавить их от бед и страданий, надо изменить весь су­ществующий миропорядок. Но в основу этого изменения нельзя класть убийства и утопические теории. В этом и состоит траге­дия Раскольникова как отдельной личности, пытающейся изме­нить мир.[/sms]
22 ноя 2007, 11:36
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.