Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Двойники и антиподы Раскольникова

Сочинение: Двойники и антиподы Раскольникова

Сочинение: Двойники и антиподы РаскольниковаДостоевский в романе «Преступление и наказание» задумы­вается над вечными вопросами: «В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?» Ответы на эти вопросы и ищут герои романа. Достоевский счи­тает, что «человек не родится для счастья. Человек заслужива­ет свое счастье, и всегда страданием... Есть такая вечная ра­дость, за которую можно заплатить страданием». Зло в произ­ведении Достоевского — это то искушение, которое не обходит ни одного из его героев, но одни находят в себе силы устоять перед ним, а вторые не могут понять, что за его внешней при­влекательностью кроется ложь.

Раскольников живет в мире, где полно униженных и оскорб­ленных, в мире, из которого нет выхода. Даже комнатенка его под самой кровлей пятиэтажного дома, которую он снимает у квартирной хозяйки, скорее похожа на гроб, чем на человече­ское жилье. Живя в этой тесной каморке, видя вокруг чудо­вищную несправедливость, Раскольников создает теорию, кото­рая страшна и нелепа в своей сущности. Он делит людей на два разряда: обыкновенных, которые сплошь ничтожества и «твари дрожащие», и высших, «властелинов судеб», которые прирав­ниваются к Наполеонам.
 
К таким «сверхчеловекам» он относит и себя, тем самым оправдывая свое преступление. Но теория Раскольникова терпит крах, потому что, хотя он и «преступил черту», и вроде бы доказал, что он Наполеон, на самом деле уподобился той же «твари дрожащей». Раскольников мало чем отличается от Лужина, лживого и лицемерного. Он в душе и сам понимает, что тот его двойник, но не хочет и не может в этом признаться.
[sms]
Лужин — самый ненавистный Достоевскому персонаж в ро­мане. Именно такие, как Лужин, и делают этот мир жестоким и несправедливым. Лужин вышел из провинции, там накопил свои первые деньги. Он полуобразован, даже не совсем грамо­тен, но умеет приспособиться. Он переехал в Петербург, чтобы заняться адвокатурой, так как эта профессия обещает хорошие барыши и почетное положение в обществе. Лужин человек де­ловой, обеспеченный, способен содержать семью, поэтому он решает жениться. Дуню он выбрал не потому, что любит, а из той же выгоды для себя.
 
Он понимает, что красивая, образован­ная, умеющая себя держать жена, может помочь в карьере. И еще: «он положил взять девушку честную, но без приданного и непременно такую, которая испытала страдания, потому что муж ничем не должен быть обязан своей жене, лучше если же­на считает мужа за своего благодетеля».

Словом, у Лужина тоже есть теория, которой он оправдыва­ет свои самые что ни на есть корыстные мотивы женитьбы на Дуне. Вот как о нем рассуждает Раскольников: «Свою собствен­ную казуистику выдумаем, у езуитов научимся и на время, по­жалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так и надо, действительно надо для доброй цели». Но в этом с ним схож и сам Раскольников. Ведь он тоже свою «казуистику» выдумал и поверил в спасительность своей теории. Идее Раскольникова во многом созвучна и лужинская «теория разумного эгоизма». «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и не одного не до­стигнешь», — проповедует Лужин.
 
«Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел», — вот, согласно Лужину, правильная линия поведения. Раскольников продолжает эту мысль: «А доведете до последст­вий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Но ведь сам Раскольников тоже создал теорию, где оправдывает убийство.

Много общего у Раскольникова и со Свидригайловым. Свидригайлов пришел к Раскольникову, предполагая встретить в нем врага. Раскольников дважды угрожает убить Свидригай-лова, а между тем, скрепя сердце, признает, что они одного по­ля ягоды. Свидригайлов говорит: «Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее». Да и Раскольников чувству­ет, что в Свидригайлов имеет какую-то власть над ним. Свид­ригайлов циничен, никому, ничему и ни во что не верит, нена­видит весь мир, но осознает свое бессилие перед ним. Поэтому его трагическая гибель закономерна.

Противостоит Раскольникову его друг Разумихин. Это ши­рокой души человек. Он мог удариться в разрушительный за­пой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. Он суетит­ся, пьет, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устра­ивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты. Он может найти общий язык и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужи­ным. Разумихин наивен, но в то же время умен. Он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова.
 
Разумихин — до­брый человек. Он умело ухаживает за больным Раскольнико-вым: приводит к нему доктора, покупает ему приличную одежду, заботится о его матери и сестре. Разумихин верный друг. Он сам говорит: «кликни меня, и я приду». Ведь Разуми­хин заботится о Раскольникове даже тогда, когда знает, что он убийца. Он смотрит в душу человека и видит ее сущность. Лу­жин, по его мнению, уже безнадежный человек, но убийцу Раскольникова можно спасти. В Разумихине легко уживается самоотверженность во имя спасения близкого человека со стремлением к личному счастью. Но Разумихин знает свою цель и твердо к ней идет Он прекрасно понимает, что для то­го, чтобы нормально жить самому и помогать другим, нужны средства.
 
Однако он не идет на преступление, чтобы добыть эти средства, но ищет, как ныне принято говорить, легальный источник дохода. И находит. Зарабатывая на жизнь грошовы­ми переводами, он пригляделся к издательскому делу и ре­шил, что сможет стать издателем — честным, культурным и полезным. Разумихин намерен в течение трех-четырех лет положить «начало будущего состояния» и переехать затем в Сибирь, где «почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало». В этом новом Разумихине угадыва­ется «железная воля».

Идейным антиподом Раскольникова является Порфирий Пе­трович. Пристав следственных дел, человек умный, осторож­ный, смелый, он хорошо знает следственную практику, не дер­жится рутины. После убийства Алены Ивановны он старается уличить Раскольникова в преступлении. Но улик у него нет, и единственным его орудием становится психология. Он застав­ляет Раскольникова каждую минуту думать о том, что ему, сле­дователю, известна вся его подноготная. Он даже не подвергает Раскольникова предварительному заключению, потому что зна­ет, что тот «психологически не убежит». «Видали бабочку пе­ред свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!..»
 
Порфирий советует Рас-кольникову пострадать. Но страдание каждый из них понимает по-своему. Для Порфирия Петровича — это каторга, которая должна привести к покорности. Но для Раскольникова катор­га — это очищение. Ведь на каторге Раскольников жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что сломался под взятым на себя грузом.

О Соне Мармеладовой Раскольников впервые услыхал от ее отца. Он видит в ней близкого человека, потому что она то­же, по его мнению, совершила преступление. Более страшное преступление, потому что убивает себя. Но Соня жертвует собой во имя других. Потом будет жертвовать и во имя его, приняв тем самым на себя его страдания. Соня старается раз­венчать бесчеловечную теорию Раскольникова. Выход для Сони кроется в принятии основных христианских норм. Для Сони религия не условность, а то, что помогает выжить в этом мире. Ее христианская идея в итоге побеждает теорию Раскольникова. С этого начинается нравственное возрожде­ние главного героя.

И Раскольников, и Лужин, и Свидригайлов — эгоисты. Все они живут для себя. Но Раскольников не одинок, рядом с ним Разумихин, Соня. Они-то и помогут ему возродиться.[/sms]
22 ноя 2007, 11:33
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.