Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: «Очеловечить» человека! (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Сочинение: «Очеловечить» человека! (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сочинение: «Очеловечить» человека! (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)«Преступление и наказание» Достоевского, как и большин­ство работ этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование неспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания автора. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины XIX века.
 
В это время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и подавленными собствен­ным бессилием и бесправием. В раскрытие переживаний од­ной из таких угнетенных душ и углубляется автор. Он создает книгу о разорившихся дворянах, обитателях темных углов. До него никто не писал таких книг, но для Достоевского содер­жание романа было продиктовано самой действительностью. Именно в этой среде он нашел сильные, яркие и богатые обра-8Ы людей, способных переживать болезненные спады и свет­лые подъемы.

Главный герой романа видит, что несправедливость царит вокруг. Достойные люди живут в нищете и бедствиях, а глу­пые и мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Он пыта­ется разделить человечество на сильных и слабых и хочет по­нять, является ли он «тварью дрожащей» или «право имеет» встать выше других и вершить суд. Холодно оценив все, Раскольников приходит к выводу, что ему Позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.
[sms]
Но все изменя­ется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного — склада собственного харак­тера и того, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, но настойчивое развенчивание рас-кольниковской идеи. Это происходит через страдания несча­стного.

Автор показывает нам состояние души Родиона Раскольни­кова в разные моменты времени. Мы видим, что вместе с тем настроением героя изменяются и его отношения с окружающи­ми, сама атмосфера вокруг него. Более подробно мы узнаем о чувствах героя через его сны. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное состояние Ро­диона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином.
 
Такое, казалось бы, обыкновенное уличное событие Достоевский превращает в из ряда вон выходящее. Он настолько сгущает и обостряет эмо­ции, что происшествие не может остаться незамеченным. Здесь показаны те противоречия, которые раздирают душу не­счастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и от­вратительно.

Но с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить спра­ведливость. Почти отказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговор студента и офи­цера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собствен­ных мыслей с мыслями студента, и особенное впечатление ос­тавляют слова о количестве страдающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщицу. И тогда Раскольников берется за топор.

Наказание за это следует немедленно. Он, подняв свое ору­жие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастной же. Лизавета — как раз та обездоленная, безза­щитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо, за счастье которой он борется. Не помня себя, Родион возвращается до­мой, а не идет в полицию и тем обрекает себя на дополнитель­ные страдания. Начинается новый этап в его жизни — этап отчуждения.

Переступив моральные законы, Раскольников остро ощуща­ет невозможность оставаться с людьми; он как бы выключается из жизни человеческого общества. Эта способность души героя импонирует автору, поскольку она требует от Раскольникова особенных моральных качеств. Тяжелое положение Родиона Ро­мановича, его страшное одиночество усугубляются еще и тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории. Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, но то, что ге­рой только чувствует, нам открыто говорит писатель.

Процесс развенчания теории Раскольникова ускоряется не­обходимостью общения со следователем, который уже понял, что произошло, и психологически вычислил убийцу. Здесь сту­денту приходится впервые защищать свою идею. Задача эта для Раскольникова осложнена тем, что его уверенность в собст­венной правоте уже заметно пошатнулась. Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и. иронично высмеивает, в то же время сочувствуя. Он убеждает его, что для того, чтобы про­славиться, не надо принижать других: «Дело в вас самих. Станьте солнцем, "вас все и увидят». Иначе говоря, достижение целей справедливости должно основываться лишь на высоком, светлом, добром, человечном. Страдание для Порфирия явля­ется главным источником искупления. Лишь выстрадав многое, можно загладить свою вину.

Воплощением идей следователя в романе стала Соня, кото­рая пережила все то, о чем он говорил. Она задела сердце Раскольникова, как только он услышал о ней. Потом, пройдя через отчуждение и одиночество, Родион начинает чувствовать необ­ходимость в общении с теми, кто пережил нечто подобное. Он изливает свою муку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавлен­ной душе находит утешение. Соня не в состоянии понять фило­софские изыскания героя, но она видит главное: он несчастен и она нужна ему.
 
Раскольников считает Соню святой и целует ей ногу, говоря, что кланяется всему страданию человеческому. Он чувствует благодарность и глубокое уважение к Соне и со временем начинает смотреть на мир ее глазами. Родион просит принести Евангелие и, не прочтя его, принимает веру такой, ка­кой ее видит Соня. Их единственное спасение — в любви друг к другу, к Богу, к ближним.

Переболев бонапартизмом, он возвращается к людям, чувст­вуя, что нужен им. Это только начало того счастья, которое ждет их с Соней. Писатель говорит, что за него еще надо будет заплатить большую цену, и обещает посвятить рождению ново­го человека другую книгу.

Роман, рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый финал. Человек, опустившийся, ка­залось бы, до самого страшного, принявший за основу своего су­ществования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и пришел к необходимости сменить свое мировоззрение. Даже маленькая бесчеловечность непременно ведет к бесчеловечности в большем, а может быть, и в глобальном масштабе. Во главу жизни каждого должна быть поставлена любовь. Лишь тогда люди смогут «очелове­читься» и стать счастливыми.

Мне бы хотелось закончить словами Валентина Распутина: «Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может».[/sms]
22 ноя 2007, 11:25
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.