Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Идейное содержание «Сказок» М. Б. Салтыкова-Щедрина


Сочинение: Идейное содержание «Сказок» М. Б. Салтыкова-Щедрина

Сочинение: Идейное содержание «Сказок» М. Б. Салтыкова-Щедрина«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итого­вым произведением автора. В них со всей остротой подняты ос­новные проблемы России 60—80 гг. XIX века, которые волнова­ли передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях развития России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодер­жавием.
 
Как и многие мыслящие люди того времени, он был ув­лечен «народной» идеей и сетовал на пассивность крестьян. Салтыков-Щедрин писал, что, несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем; «в нашем темпераменте, в нашем об­разе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается». Этим политическим взглядам и подчинены жур-нально-публицистическая деятельность писателя и его литера­турное творчество.

В «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительст­венных чиновников, помещиков, либеральную интеллигенцию. Показывая беспомощность и никчемность чиновников, тунеяд­ство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, лов­кость русского мужика, Салтыков-Щедрин высказывает основ­ную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.

Так, в «Повести о том, как один мужик двух генералов про­кормил» Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмот­ря на то что кругом было в изобилии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.
[sms]
Чиновники, которые «родились, воспитались и состарились» в какой-то регистратуре, ничего не понимали и не знали «даже слов никаких», кроме разве что фразы: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности», генералы де­лать-то ничего не умели и совершенно искренне верили, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо най­ти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто «где-ни­будь спрятался, от работы отлынивает». И мужик действитель­но нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу по­слушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспо­мощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке «Дикий помещик». Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных му­жиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбо­вой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некото­рое время «весь он... оброс волосами... а когти у него сделались железными». Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы наро­да видна в сказке «Коняга». Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляют­ся ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудо­любии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин под пустоплясами подразумевал интеллигенцию, пе­реливавшую из пустого в порожнее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что Коняга — это крестьянин-тру­женик.

Героями «Сказок» зачастую становятся звери, птицы, ры­бы. Это позволяет Салтыкову-Щедрину в лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержа­ние. Возьмем, к примеру, сказку «Медведь на воеводстве». Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, «а так, скотина», а третий ленивый и добро­душный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нор­мальную жизнь в лесу. И стиль их правления здесь ни при чем.
 
Мы видим, что ничто не изменило общий неблагополуч­ный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. «Таким образом, перед умст­венным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая тео­рия неблагополучного благополучия», — иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реаль­ные правители России, в том, что без отмены самодержавия ничего не изменится.

Говоря об идейном содержании «Сказок» Салтыкова-Щедри­на, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булгаков, Платонов, Гроссман и другие) показали в своих про­изведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные за­коны развития природы, общества. Мы можем сказать, что ли­тература XX века, испытавшего потрясения социальных рево­люций, полемизирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыкова-Щедрина. События начала XX века привели мыслящую интеллигенцию к разочарованию в народе, в то время как «мысль народная» в XIX веке была оп­ределяющей для многих русских писателей. Но тем богаче наше литературное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.[/sms]
22 ноя 2007, 11:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.