Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»


Сочинение: Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение: Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перело­ма в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX ве­ка, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.

В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домост­роевский» и новый, представленный молодым поколением. По­этому можно сказать, что пьеса посвящена социальному кон­фликту поколений, где новое наступает на пятки старому, ста­рое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса го­раздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные сто­роны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении
«Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разо­браться во всех этих конфликтах по отдельности.

Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» яв­ляются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова — последняя блюстительница «домост­роевского» уклада в городе. Она придерживается старых по­рядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «...никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится... Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
[sms]
Кабаниха деспотична и свое­вольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет дер­жаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни — деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».

Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин — человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дико­го дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое челове­ческое достоинство ссылками на авторитет Ломоносова и Дер­жавина. Символична в этом отношении сцена спора-Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы уви­дим в спорящих не просто жадного купца и талантливого меха­ника-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриар­хальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точ­ки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.

Другой конфликт — духовный. Он развивается внутри глав­ной героини пьесы — Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклоне­ние от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина по­пала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья — об­разец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа. Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только види­мость.
 
Старый уклад жизни разрушается внутри самой Кате­рины. Большую роль здесь играет и Варвара — представитель­ница молодого поколения, но носительница других взглядов, от­личных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катери­на решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощен­ной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге.
 
Муж — это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины — грех, оно по­рождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в пат­риархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе на­всегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабли­ваться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.

Таким образом, в пьесе показаны два основные конфлик­та — социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежест­венными людьми.[/sms]
22 ноя 2007, 11:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.