Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Героини пьес Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»


Сочинение: Героини пьес Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»

Сочинение: Героини пьес Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»Два емких художественных символа заключают в себе глав­ную тему драмы «Гроза». Первый — заглавный, мощный ката­клизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сооб­ществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй — великая река, в кото­рую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов — свобода. Свобода и любовь — вот главное, что было в характере Катерины.
 
Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека — грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, — вопло­щенная доброта и прощение.

Катерина — истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Пусть неволь­ный, поступок его оказывается нарушением. За это его постига­ет кара некоей силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела протесто­вать против мира и порядков, в которых она жила. Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила па­триархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внут­ренний конфликт. Мир русской патриархальной жизни в Кате­рине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.
[sms]
В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев — в смыс­ле положительных персонажей, занимающих центральное мес­то в пьесе. Вместо них у Островского героини — любящие, страдающие души. Катерина Кабанова — лишь одна из их множества. Ее характер можно сравнить с характером Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Те же любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный, энергический, как го­ворил Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безуслов­но, часть мира, в котором она живет. Но мир «Бесприданницы» иной, нежели в «Грозе»: в 1878 году, когда написана пьеса, в России утвердился капитализм. В «Грозе» лишь начало его. Купцы только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отжива­ют, мертвеют, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине. Лариса — тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценнос­ти, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспи­тание и образование. Она ищет возвышенной любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге', ей нужно богат­ство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но ее кумир — барин Паратов, еще хуже. Неопытность и жаж­да любви влекут Ларису к нему, как бабочку на пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образо­ванная и культурная Лариса должна была выразить хоть ка­кой-то протест, в отличие от Катерины. Но нет, она слабая во всех отношениях натура.
 
Она не сможет ни убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, ни хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности ок­ружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающего­ся за эффектным внешним блеском.

Весенняя сказка «Снегурочка» (1873) из-за своих фольклор­ных корней далека от социальной реальности российского об­щества времен и Катерины, и Ларисы. Но именно она многое рассказывает нам о природе женских характеров Островского, их чувств, о их любви. В «Снегурочке» две героини, и обе любят, но по-разному, потому что Снегурочка и Купава воплоща­ют разные типы женских характеров. Купава во многом похожа на Катерину, роднит их «горячее сердце». Главное для них — любовь, единственно в которой могут проявить они свою сво­бодную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но избран­ник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастуш­ком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.

Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, «девически чиста ее душа», ей странно, что «передрались все парни за нее». Когда Купава упрекает ее в том, что Снегурочка разлучила ее с женихом — Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для понимания ее характера фразу: «Снегурочка чужая, вам». Она чужая не толь­ко любвеобильной подружке и ее изменчивому избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь — главная ценность, смысл и цель жизни.
 
Конечно, в сказке все это получает фантастическую окраску. И столь же сказочно, от матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своей страс­ти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешиваются мифические силы, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, дав­него соперника Мороза, в стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.

Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, способность любить двойственна: Кунаве она дарует полноту жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.[/sms]
22 ноя 2007, 11:01
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.