Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: «Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»


Сочинение: «Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение: «Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Большим художественным достижением Александра Нико­лаевича Островского стала драма «Гроза», открывшая народ­ный героический характер. Пьеса была написана в 1860 году, в период общественного подъема, когда трещали устои крепост­ничества и в душной атмосфере русской действительности ощущалось дыхание перемен.

Пьеса Островского погружает нас в купеческую среду, где домостроевские порядки держались наиболее упорно. Обитате­ли провинциального города живут замкнутой и чуждой общест­венным интересам жизнью, не зная, что творится в мире, в не­вежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием кроются мрачные мысли, темный быт, «дикие нравы».

Представителями «темного царства» в пьесе являются Ди­кой и Кабаниха. Первый — тип купца-самодура, смысл жиз­ни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — злове­щая и мрачная представительница домостроя. Она строго со­блюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, му­чает домашних, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявле­ния личной воли.
[sms]
Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев «темного царства». В ее семье, где все безропотно ей подчиняются, начинается пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: «Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют... Так-то вот старина-то и выводится... Что будет, как старики пе­ремрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хо­рошо, что не увижу ничего». Под этой смиренной жалобой Ка­банихи — человеконенавистничество, неразлучное с религиоз­ным ханжеством.

Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает кон­фликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окру­жающими. «Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье

«Луч света в темном царстве», — самодуры русской жизни на­чинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, са­ми не зная перед чем и почему... выросла другая жизнь, с дру­гими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие виде­ния темному произволу самодуров».

Таково «темное царство» — воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвол, угнетение челове­ческого достоинства. В этот мир Диких и Кабаних попадает Ка­терина — натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском до­ме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмо­сфере ханжества и мелочной опеки конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Ка­терина терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выбро­шусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она.

Не найдя поддержки в недалеком и забитом муже, она обра­щается к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлитель­ной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей сре­дой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней утверждалась бы непобедимость «темного царства». Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над «темными» представителями, сковывавшими ее волю и разум.

Самоубийство героини — это вызов никчемной жизни, всему «темному царству». Если женщина, самое бесправное существо в косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, среди всех обездоленных, забитых ареет возмущение, которое должно побудить к решительной борьбе.

Для своего времени, когда Россия переживала период нео­бычайного общественного подъема перед крестьянской ре­формой, драма «Гроза» имела важное значение. Катерина принадлежит к наиболее ярким женским образам не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой ху­дожественной литературе.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не бахвалился, не кичился своими достоинствами, как Паратов, даже и не раз-
говаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Ка­терина знала, что совершает грех, но знала она и то, что даль­ше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей со­вести в жертву свободе и Борису.

По-моему, идя на этот шаг, Катерина уже чувствовала при­ближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никог­да». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Катерины это равнозначно гибели. Грех лежал на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к другому человеку — грех.

Катерина не может жить дальше со своим грехом, и единст­венным способом хоть частично от него избавиться считает пока­яние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катерина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернет­ся домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит в смерти: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо...»

Может возникнуть вопрос: оправдывает ли Островский Ка­терину в том, что она пошла на свидание к Борису, или осужда­ет? Судить об этом трудно. Но, если прочитать статью Н. А. До­бролюбова «Луч света в темном царстве», можно сделать вывод, что оправдывает, да и не оправдать-то ее нельзя. Ведь Катери­на вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. А чувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конеч­но, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что посту­пить так могла только такая женщина, которая «должна быть исполнена героического самоутверждения, которая должна на все решиться и ко всему быть готова».

Автор с гордостью подчеркивает, что ни на какие компромис­сы Катерина не пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Становится понятно, что если Катерина пришла к ка­кому-то решению, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера. Разве могла героиня с таким характером жить в доме Кабановой? Конечно, нет.

Но как можно решиться на смелый шаг в доме Кабанихи, где все трепещет под властным окриком купчихи? И Остро­вский, рассуждая о поступке Катерины, подчеркивает, что ес­тественных стремлений человеческой природы все-таки унич­тожить нельзя. И этот факт говорит о том, что автор на сторо­не Катерины.

Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Ка­терины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Катерины все гармонично, едино, ничто не про­тиворечит друг другу, потому что Катерина составляет единое целое с природой, с Богом. Русский, потому что кто еще, как не русский человек, способен так любить, способен так жертво­вать, так внешне покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Поэтому можно считать, что Островский оправдывает и по­следний поступок Катерины, соглашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, что решиться на смерть может только сильный человек. Своим трагическим поступком Катерина, а значит, и ав­тор, бросила вызов самодурству. Она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти. Она сво­бодна! Конечно, горько и грустно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Вот почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Другой критик Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской дра­мы» не соглашается с Добролюбовым, считая поступок Катери­ны бессмысленным, а сравнение ее с лучом во тьме — надуман­ным. Он не видит, что поступок Катерины как-то изменил или подорвал «устои темного царства», считает, что после само­убийства Катерины все возвратится на круги своя, пойдет сво­им чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расценивали посту­пок Катерины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читате­лей и зрителей. А сам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не сопереживал своей героине.[/sms]
22 ноя 2007, 10:46
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.