Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: Тема рабства и свободы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Сочинение: Тема рабства и свободы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение: Тема рабства и свободы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие изменения, которые нашли отражение в поэме. Здесь поэт дал широкую картину дореформенной и послереформенной России, показал основные черты современной действительности, раскрыл про­тиворечия между интересами народа и эксплуататорской сущностью помещиков. Несмотря на то что в стране было отмене­но крепостное право, жизнь крестьян никак не изменилась, она осталась такой же тяжелой и несправедливой. Поэтому те­ма рабства и свободы была актуальна для России 60-х годов XIX века.

Так уж повелось, что люди чаще всего делятся на две ка­тегории: те, которые довольны своим положением, и те, кото­рые пытаются что-то изменить, например обрести свободу. Довольными своей жизнью в поэме выступают холопы. Они так долго служили своим хозяевам, что привыкли к этому и жить по-другому просто не хотят. Дворовый князя Переме-тьева вылизывает барские тарелки. Он, стоя за столом бари­на, даже болезнь получил «дворянскую» — подагру. Он гор­дится своим положением любимого раба у князя и мечтает только об одном:

Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!

[sms]
Этот человек, который сам является рабом, презирает про­стых мужиков, не считая их за людей.

Ипат, холоп князя Утятина, называет своего «благодетеля» князюшкой, а себя именует не иначе как рабом недостойным. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от князя, потому что помнил его милости. Барские «милости» за­ключались в том, что хозяин запрягал его в телегу или купал в проруби, а затем поил водкой. С негодованием говорит Не­красов о тех, кто способен предать своих же крестьян. Таков староста Глеб — он сжег вольную, данную его барином крес­тьянам:

На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей.
 
С Егоркой Шутовым, который служил в полиции, расправ­ляется сам народ:

Гнусь человек! — Не бить его,
Так уж кого и бить?

Многие крестьяне просто терпят помещиков, не зная, как вырваться из-под их гнета. Поэтому лучшим местом они счита­ют кабак, где можно залить водкой свое горе и хоть на время забыть об обидах и унижениях. О таких крестьянах нам рас­сказывает Яким Нагой. Он считает, что именно водка сдержи­вает мужиков от расправы над помещиками:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная, —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.


Покорными крестьянами является целая деревня вахла­ков. Получив волю, они снова продаются в рабство за залив­ные луга.

Но есть и такие крестьяне, которые только терпят до поры до времени. Примером самоотверженности и силы духа высту­пают Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Aran, Савелий. Тя­жела женская доля крестьянки. Автор с любовью рисует образ Матрены Корчагиной, которая всю жизнь несла свое тяжкое бремя: издевательства мужниной родни, упреки, непосильный труд. Ей пришлось пережить трудный голодный год, смерть любимого сына. И хотя Савелий «дедушка, родитель свекра-ба­тюшки», утешает ее: «Терпи многострадальная, терпи много­кручинная», он сам понимает, что терпеть дольше нельзя.
 
Са­велий предстает в поэме настоящим русским богатырем, кото­рый и работать за семерых может, и на медведя в одиночку хаживал. Многое пришлось пережить на своем веку Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, кото­рый «до нитки» разорил своих крестьян. Теперь Савелий пони­мает, что путь к свободной жизни лежит через борьбу. «Наши топоры лежали до поры», — говорит Савелий и тем самым на­мекает на открытое выступление. Крестьяне, возмущенные барскими злодеяниями подняли бунт и убили своего хозяина. Савелий побывал на каторге, но его дух не сломлен и он ничуть не раскаивается в содеянном.

Чем-то похож на Савелия покаявшийся разбойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить честно, но после долгих лет отшельничества встречает пана-злодея Глуховского. Пан без капли раскаяния похвастался:

Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!


Разбойник расправился с паном, и грехи его были отпущены.

У многих мысли о свободе только начинают созревать, и их бунт пока еще пассивный. Таким бунтарем выступает Aran из главы «Последыш». После того как он высказал барину все свои обиды, тот приказал его выпороть. Чтобы спасти Агапа от рас­правы, крестьяне с его согласия устроили спектакль. Они напо­или его и вынесли как будто выпоротого. По-своему взбунто­вался и Яков Верный, который повесился, чтобы отомстить за своего племянника. Но многие идут уже на открытый протест Бунтуют не одиночки, а целые селения:

...Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.


Крестьяне понимают необходимость борьбы и ждут челове­ка, который укажет им путь. Таким человеком выступает в по­эме Григорий Добросклонов. Он смело идет вперед, потому что верит в силу России:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная
Матушка-Русь!..


Некрасов показал, что угнетение и рабство неизбежно поро­дят бунт и что крестьяне сами станут бороться за свою свободу. Свобода, по мнению Некрасова, ключ к счастью. [/sms]

22 ноя 2007, 10:19
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.