Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: Комическое в трагическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»»


Сочинение: Комическое в трагическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»»

Сочинение: Комическое в трагическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»»Роман «Обломов» по праву считается главным произведет!-, ем Ивана Александровича Гончарова. «Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, стиль, добиваясь поразительной точности во всем. Интересна временная протяженность различных частей романа. Действие его разворачивается в течение восьми лет, а с предысторией охватывает 32 года. Первая глава описывает всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выпол­няя свою задачу, в первой главе знакомит нас с Обломовым, главным героем романа.

Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» наиболее полно и ярко. Мастерство писателя-реалиста про­явилось и в композиции романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета, сопровождает­ся тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильи­на с окружающей действительностью. Роман «Обломов» Гончарова можно считать романом-трагикомедией. Хотя основной пафос произведения трагический, в романе немало и комичес­ких сцен.

В центре романа — трагедия Обломова. Илья Ильич, по­томственный дворянин, молодой человек 32—33 лет. Автор так описывает своего героя: «Это был человек среднего роста приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутст­вием всякой определенной идеи». Гончаров показывает во всех подробностях быт Обломова, при этом давая понять, что это человек нравственно погибающий. «По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скри­жалями для записывания на них по пыли заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием».
[sms]
Но почему же человек морально чистый, честный, добрый, сердечный нравственно умирает? В чем причина этой траге­дии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на ко­торой росла обломовщина: гнусная привычка получать удов­летворение своих желаний не от своих усилий, а от тяжкой работы других, развила в герое апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. И мы видим, как молодой человек, еще недавно чем-то увлекавший­ся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апа­тии. И никто не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни.

Трагичен и образ Штольца. Хотя, на первый взгляд, это но­вый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сер­дечного, духовно богатого человека, автор описывает Штольца как некую машину: «Он был весь составлен из костей, муску­лов и нервов, как кровная английская лошадь. Сам худощав; щек у него почти вовсе нет, только кость да мускул, цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца». Трагедия Штоль­ца — это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает — он лишен эмоций. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. А в Штольце чувствуется какая-то однобокость, не­естественность.

Истоки трагедий обоих героев можно искать в их воспита­нии. Это два совершенно разных пути. Обломовцы — храните­ли традиций старины. Так проводили время отец, дед, прадед Обломова; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосущест­вующем с природой. Но автор сумел понять и показать отста­лость патриархальности, почти сказочную невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных.

Причиной некоторой ущербности Штольца является также воспитание, на этот раз абсолютно «правильное», рациональное, бюргерское. Его трагедия в том, что он живет строго по плану, что его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет ни­каких неожиданностей. Она как точный график времени от­правления поездов, а сам он — «поезд», четко идущий по рас­писанию. Его идеал, которому ничто не мешало осуществить­ся, — это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Еще А. П. Чехов отмечал, что Штольц «не внушает никакого доверия», что «наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».

Трагична и судьба Захара: после смерти хозяина Захару не­куда было идти и он стал нищим. Все его помыслы были связа­ны с Ильей Ильичом, смерть которого изменила судьбу, всю жизнь Захара. Вот как описывает Захара автор: «Всё лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбо­родка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные... На нем была ветхая шинель, у которой недо­ставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку».

Но при всей трагичности образа Захара комические сцены романа связаны именно с ним: комичны взаимоотношения За­хара и Ильи Ильича.

И в этом особая привлекательность романа И. А. Гончарова: комические и трагические сцены переплетаются в нем, и иногда невозможно отделить одно от другого.[/sms]
22 ноя 2007, 10:03
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.