Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Художественное мастерство автора в создании образов романа «Отцы и дети»


Сочинение: Художественное мастерство автора в создании образов романа «Отцы и дети»

Сочинение: Художественное мастерство автора в создании образов романа «Отцы и дети»В этих столкновениях раскрываются основные черты харак­тера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова явля­ется Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязы­вается сразу после того, как молодой нигилист приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди.

При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный главным образом на зрительное впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демо­крата. Перед нами человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету... оживля­лось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров не считается с условностями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно.
 
Портрет Павла Пет­ровича говорит о его аристократизме: «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею час­тью исчезает после двадцатых годов».
[sms]
Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием Павел Петро­вич, «совершив предварительное европейское «shake hands»», три раза, по-русски, поцеловался с ним...» В данном случае ав­тор подчеркивает, что англиканство парадоксальным образом уживается в Кирсанове с русофильством.

Для характеристики своих героев Тургенев использует раз­личные виды портрета. Так, раскрывая образы Кукшиной и Ситникова, автор прибегает к приему сатирического портре­та. «Тревожное и тупое выражение, — пишет Тургенев о Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: ка­ким-то коротким, деревянным смехом».

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, «схваткой» между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Пет­рович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация их противостояния про­исходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров вы­ходит победителем. Сам автор писал, что «дуэль с Павлом Пет­ровичем именно введена для наглядного доказательства пусто­ты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически».

Несмотря на то что центральное место в произведении за­нимают общественные коллизии, в нем присутствует и любов­ная интрига, но, сжатая политическими спорами, она уклады­вается в пяти главах. Неразвитость любовной интриги отрази­лась и на размещении отдельных ее частей, способствовала
сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развяз­кой. Высшей точки любовная интрига достигает в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, не­смотря на второстепенность любовной интриги, она очень важна для характеристики героя и предопределяет его даль­нейшую судьбу.

Герой начинает высказывать пессимистические мысли, те­ряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: «...лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замеча­лась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стре­мительно смелая, изменилась». Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой угасает.

В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампа­ды, который читается как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Гер­цена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как человек растворяется в вечной природе: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно гля­дят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спо­койствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равно­душной» природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

Таким образом, пейзаж в романе является важным средст­вом отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Турге­нев выражает и свое отношение к утверждению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему по­этичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе «Отцы и дети» гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объ­ясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрыва­ющиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные пробле­мы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диало­гах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды Базарова, его характер.

Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии ге­роя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, напри­мер: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна рече­вая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи аристократа много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лекси­кона XIX века.
 
Автор сам объясняет особенности его речи: «В этой причуде сказывался остаток преданий Александровско­го времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эдбто, другие — эхтоо: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, кото­рым позволяется пренебрегать школьными правилами...» Рече­вая характеристика в данном случае говорит о том, что Павел Петрович — человек «старого века».

Таким образом, все художественные средства романа подчи­нены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.[/sms]
22 ноя 2007, 09:48
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.