Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)


Сочинение: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократи­ческим. В своем произведении Тургенев показал человека но­вой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров. Его сопровожда­ет друг Аркадий. По происхождению, да и по общественному положению, они принадлежат к разным общественным клас­сам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ног­тей». Друзья вместе учатся в университете, и их связывает не­сколько лет дружбы.

Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова, он хочет быть похожим на Евгения и при этом искренне разделяет взгляды старшего и более авторитетного товарища. Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да моло­дой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жиз­ни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. В дальнейшем Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь те­бя замарает». То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера.
[sms]
Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление старого мира, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, пренебрежение личными невзгодами.

Аркадий, разумеется, не готов к этому, так как он, по выра­жению Евгения, «мяконький либеральный барич». В «молодом задоре» либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — «пустяки». Либералы не «дерутся», а «вообра­жают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Да­вая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либе­ральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Ар­кадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался «ли­беральным баричем».

Но Аркадий пока что этого не понимает. Самого себя он до поры до времени считает «борцом» и ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова поначалу принимают радушно. Аркадий просит род­ных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократиз­мом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой автора: «Ар­кадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. По убеждениям Базарова, труд — не­обходимое условие жизни. Аркадий же ни разу не показан за работой.

Здесь, в имении, также раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу. Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для остальных Кирсановых, природа — объект любова­ния, созерцания. Для Базарова такое отношение означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания при­роды, бессмысленного с его точки зрения наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к природе, к ок­ружающему миру. Сам он относится к природе как заботли­вый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Ар­кадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом пока еще не говорит.

Различно отношение Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине. Базаров относится к любви скептически. Он гово­рит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя сво­бодно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на лю­бовь. Она производит на Базарова впечатление своей красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чув­ство к ней у него возникает, когда между ними начинается ду­ховное общение.

Одинцова умна, способна понять неординарность Базарова. Евгений же, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова по сути сво­ей — барыня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. По­этому она гасит в себе появляющееся чувство к Базарову. И в этой ситуации он держит себя с достоинством, не раскиса­ет и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и говорить он об этом не хочет.

Аркадию знакомство с Катей, младшей сестрой Одинцовой, открывает, что его идеал «ближе», то есть он в семье, в имении. Аркадий понял, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Арка­дий — «ручной».

Базаров близок крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок, и его простота в общении с простым народом. Хотя в имении его отца крестьяне отно­сятся к Базарову, как к барину, во всех остальных эпизодах романа для народа он более «свой», чем любой из Кирсановых. Аркадий в большей степени остается для людей барином, хо­зяином. Правда, бывает и так, что какой-нибудь незнакомый мужик принимал Базарова за чудака, когда тот хотел «погово­рить с народом». Но это случалось нечасто.

К тому же Базаров требователен, можно даже сказать, слишком требователен, к себе. Он говорит Аркадию, что «каж­дый человек сам себя воспитать должен». Его приверженность нигышзму приводит к тому, что он начинает стыдиться естест­венных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда некоторая сухость Базарова, даже по отно­шению к самым близким людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Евгений своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю, Аркадий!»

Однако следует отметить, что родители Базарова безнадеж­но «отстали» от своего сына. Они не могут идти не только вро­вень, но и вслед за ним. Правда, эта «отсталость» стариков Ба­заровых не заслуживает не совсем почтительного, а ино­гда и попросту наплевательского отношения к ним Енюшки. Разве можно требовать от стариков, чтобы они думали и дейст­вовали, как молодые люди? Разве не благодаря стараниям ро­дителей Базаров получает образование? В этом случае макси­мализм Базарова выглядит весьма неприглядно.

Аркадий любит своих близких, но, похоже, стесняется этой любви. Базаров дает меткую, исчерпывающую, но при этом до­статочно злую характеристику отцу и дяде Аркадия, на что Ар­кадий возражает, но как-то вяло. Этим он как бы поддерживает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не дол­жен выражать свои чувства. Аркадий вспылил лишь тогда, ког­да Базаров за глаза обозвал его дядю «идиотом». Возможно, именно в этот момент в отношениях друзей обозначилась пер­вая серьезная трещина.

Следует отметить, что базаровский нигилизм, к сожалению, приводит к отрицанию искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (то есть новые художники) не лучше его». Он заявляет, что «в сорок четыре года играть на виолонче- ли глупо», а Пушкина читать и вообще «никуда не годится». Искусство Базаров считает формой наживы. Для него «поря­дочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилиз­ма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия в то время отставала от Запада. Но Аркадий-то на самом деле любит стихи, и он читал бы Пушкина, если бы Базарова не было рядом.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу; снача­ла это противостояние совсем незаметно, но постепенно, по хо­ду развития действия, оно усиливается и доходит до открытого конфликта и разрыва дружеских отношений. В этом проявля­ется один из аспектов конфликтности романа, выраженной приемом контраста. Заметим, что в данном случае конфликту­ют уже не «отцы» и «дети», а, если можно так выразиться, «де­ти» с «детьми». Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен.

Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» ре­волюционера. И друзья прощаются навсегда. Евгений расстает­ся с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова, а вы­сказывать их для Базарова — «романтизм».

Аркадий находит идеал жизни в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим воззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. Аркадию же нигилистичес­кие убеждения не привились. Он понимает, что жизнь револю­ционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем». И в конце романа Аркадий отказывается помянуть своего бывшего друга за об­щим столом.[/sms]
22 ноя 2007, 09:39
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.