Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: «Отцы и дети»—конфликт двух поколений (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)


Сочинение: «Отцы и дети»—конфликт двух поколений (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение: «Отцы и дети»—конфликт двух поколений (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году в журнале «Русский вестник». Ни одно из произве­дений Тургенева не вызвало столь ожесточенных споров. Кри­тика по отношению к «Отцам и детям» заняла позиции, иногда прямо противоположные друг другу. Например, критик Анто­нович обвинил Тургенева в том, что его «роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Писарев же видел в Базарове лучшего представи­теля современной молодежи, в котором собрано воедино все самое лучшее. Чтобы понять позицию каждого и то, о чем хо­тел сказать автор, обратимся к тому времени, когда роман со­здавался.

Роман писался в период идейной борьбы дворян-либералов и разночинцев-демократов. Это было время, когда еще сущест­вовало крепостное право, когда нарастали революционные наст­роения и прежде всего бросались в глаза идеи отрицания и раз­рушения по отношению к старому порядку, старым авторите­там и принципам. Это отрицание старых принципов и получило название «нигилизм». Но мне кажется, в романе противопостав­лены не только две эпохи, но и два поколения.
 
Если посмотреть на само название, еще не читая романа, мы в первую очередь видим именно два поколения — поколение отцов и поколение детей. Конфликт отцов и детей — это вечный конфликт. Его описывали в литературе и до и после Тургенева, он существует и сейчас. Каждое новое поколение стремится со свойственными молодости энергией и задором перестроить все по-другому, как ему кажется, лучше, а старое поколение хочет сохранить ста­рый уклад.
[sms]
Павел Петрович Кирсанов является в романе именно тем представителем старого поколения, который считает, что все лучшее было создано в его время. Базаров — нигилист, чело­век, который хочет построить новый мир, предварительно раз­рушив старый.

Уже в начале романа мы понимаем, что столкновение этих двух героев неизбежно. Они противопоставлены друг другу буквально во всем, и автор подчеркивает это. Утонченная, да­же поэтическая, с опорой на классику, речь Павла Петровича отличается от грубоватого, близкого к народному, языка База­рова. Вспомним момент, когда герои знакомятся, их рукопо­жатие. Николай Петрович, шагнув к Базарову, стиснул его «обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему по­дал».
 
А вот рука Кирсанова: «Павел Петрович вынул из кар­мана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной бе­лизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику». Кроме внешних у этих рук есть и бо­лее глубокие отличия: красивая, ухоженная рука с длинными ногтями может быть только у человека, которому чужд вся­кий физический труд. В самом деле, Павел Петрович ведет праздный образ жизни, считая его привилегией аристократов, в то время как Базаров, приехавший в гости, то есть, казалось бы, отдыхать, привозит с собою микроскоп и другое оборудо­вание для проведения опытов.
 
Здесь прослеживается соци­альный смысл: эпоха аристократов с их бездействием проти­вопоставлена новому поколению разночинцев с их близостью к народу. Эту же смысловую нагрузку несет и противопостав­ление одежды, вещей героев. Базаров говорит: «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»., «Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями» — го­ворит о пренебрежении к ней своего хозяина, а может, этим самым Базаров хочет выделиться из той среды, в которую по­пал.
 
Одежда Павла Петровича — это его лицо. Поэтому она выглядит безупречно: «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Ясно, что за не­брежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканностью Кирсанова — его «принсйпы». Однако нельзя забывать, что Базаров и Кирсанов — люди разного возраста, разных поко­лений, а каждое поколение имеет свою моду, соответственно свои взгляды. Все отцы и дети различаются друг от друга.

Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Вре­мя вносит коррективы не только в одежду, поведение, но и влияет на мировоззрение человека. И все-таки разные поколения роднит что-то общее. Базаров отрицает существу­ющее, потому что «в теперешнее время полезнее всего отри­цание». Павел Петрович ничего не хочет менять, тем более разрушать, но с некоторыми взглядами Базарова он соглаша­ется. Он признает, что в современном обществе не все в по­рядке. Базаров же считает, что мелкое обличительство ничего не даст России, если прогнили ее основы. Главное для Базаро­ва — это исправить общество, чего, в сущности, добивались и революционеры.
 
Существующий строй, полагают Базаров и люди его поколения, надо разрушить. Здесь, наверное, муд­рее оказалось старое поколение, которое подчеркивало сози-дательность: «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить».

Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искус­ства, классической литературой. Какое же отношение База­рова к литературе и к искусству? Его принципы — «не гово­рить красиво» и «глядеть в небо только тогда, когда хочется чихнуть». Несмотря на то что Аркадий является учеником Базарова, создается впечатление, что ему свойственны более широкие взгляды. В конце романа Базаров умирает, что в со­ответствии с авторским замыслом еще раз подтверждает ущербность его позиций. Аркадий женится и начинает вести хозяйство по-новому. На его примере можно сказать, что только такие люди способны взять то лучшее, что было у от­цов, и учесть их ошибки. Каждое новое поколение должно, даже обязано, стать умнее предыдущего. Благодаря этому жизнь не стоит на месте.

В романе есть еще один представитель старшего поколе­ния. Это Николай Петрович Кирсанов. В этом персонаже ав­тор воплотил одновременно черты и сыновей и отцов. Николай Петрович Кирсанов в 10-й главе вспоминает, как он сам од­нажды сказал своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколени­ям». А затем и продолжил, обращаясь к Павлу Петровичу:

«Вот теперь настала наша очередь». По моему, эти слова как нельзя лучше отражают суть конфликта между поколениями отцов и детей.

Столкновение главных героев выявляет глубо­чайшие различия всего их мировоззрения, а оно не может быть обособленным у каждого поколения. Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети са­ми на станут отцами. [/sms]

22 ноя 2007, 09:34
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.