Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: «Отцы и дети». Смысл названия романа


Сочинение: «Отцы и дети». Смысл названия романа

Сочинение: «Отцы и дети». Смысл названия романаСамые значительные произведения русской литературы XIX века затрагивали важнейшие социальные, философские, этические вопросы своего времени. Богатство проблематики со­ставляет одно из главных качеств, характерных для произведе­ний русской классической литературы.

Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть рассматрива­емых проблем. Особую группу составляют заглавия, представ­ляющие собой антитезы: «Война и мир», «Преступление и нака­зание», «Волки и овцы», «Отцы и дети».

Для понимания произведения важно уяснить смысл его на­звания. Но оно всегда неоднозначно. Заглавие романа не содер­жит прямого объяснения смысла, а представляет некую обоб­щенную формулу. Найти ее конкретное наполнение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в произведении. Сосредоточивая внимание на за­главии, необходимо учитывать его роль и место в художествен­ной системе, которую представляет собой любое литературное произведение.

Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными эле­ментами предметного мира произведения являются персона­жи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй — также проявляется в заглавии, представляющем словесную кон­струкцию, не только указывающую на предмет, но и отра­жающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, выпол­няет важную композиционную функцию, объединяя все эле­менты художественной системы. Их связь с заглавием подчер­кивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа.
[sms]
Мы указали несколько антитетичных заглавий произведе­ний русских классиков, к которым примыкают «Отцы и дети». Но можно выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с упомянутыми романами Толстого и Достоевского. «Война и мир», «Преступление и наказание» как заглавия содержат противопоставление и сопоставление от­влеченных понятий. «Отцы и дети» заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представля­ют систему персонажей романа.

В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, от­цы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной па­ре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с «Волками и овцами» А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»:

Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...


Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман ока­зался очень злободневным. По-другому можно сказать, что со­временный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с об­щечеловеческих позиций. Такая позиция писателя предопреде­лила наличие второго, глубинного, пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы.

Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, созда­вая его многомерность, делая картину изображения действи­тельности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о «вечном примирении и о жизни бесконечной...».

Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного кон­фликта молодого и старшего поколений. Проблему «отцов и де­тей» критик пытался решить практически, исследуя, «как дей­ствуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...» Для Писарева

Тургенев — «один из лучших людей прошлого поколения». По­разительно, что критик не оставляет автору права быть глав­ным выразителем идей своего романа. Его «мнения и сужде­ния», «выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей». Писарев увидел «выведенные явления жизни» как очень близкие для себя, та­кие близкие, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих ли­цах этого романа».

Именно эта близость оказалась главным фактором, повлияв­шим на мнение автора критического разбора романа в 1862 го­ду. Статья не случайно названа именем главного героя, в кото­ром сосредоточился, по идее критика, весь смысл романа: «Те­перешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкуп­ный ум; эта сила и этот ум... выведут молодых людей на пря­мую дорогу и поддержат их в жизни». Поэтому критик мог на­писать такие слова: «Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?»

Между тем судьба названных героев имеет прямое отно­шение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии. Не будем осуждать Писарева за то, что он су­зил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрихи к пониманию «Отцов и детей».

На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-х годах XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интелли­генции. Дворянское сословие перестало безраздельно господ­ствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный кон­фликт своего времени, конфликт между дворянами и «треть­им» сословием, активно выступавшим на историческую арену.

Главные представители названных общественных сил в ро­мане — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демо­кратизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев под­черкивает многими, даже мелкими, но очень характерными де­талями. Сравним поведение героев в одинаковой ситуации.

Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает «его об­наженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». А вот другое описание: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтя­ми, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику».

Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: «Прикажите только чемо-данишко мой туда стащить да вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями». Не случайно в то же «мгновение» появляется Павел Петрович, «одетый в тем­ный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его «нигилизм», а за изысканностью Кирсанова — его «принсипы». Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возрас­та, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга.

Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын по­вторяет отца на новом уровне — это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный во­прос состоит в том, чтб приносит новое поколение. Хочется ве­рить, что история идет по пути прогресса. Но разве невозмож­ны издержки? Все это «заложено» в понятие «отцов и детей», которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к од­нозначному противопоставлению «отцов» (либеральных дво­рян) и «детей» (демократов). Политический конфликт, может быть, основной конфликт тургеневского времени, но не турге­невского романа.

Столкновение главных героев выявляет глубочайшие раз­личия их мировоззрения, а оно не может быть резко обособ­ленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется «детская» черта Базарова, которому легче отри­цать, чем создавать. «Отцы» в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее «детей», пока последние, в свою очередь, не стали отцами.

Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка «отставляет» таких людей, как братья Кирсановы. Николай Петрович согла­шается: «Песенка наша спета». Однако «дети», вытесняя «отцов», сами оказываются бессильными перед временем. Это ост­ро осознает Базаров: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» Так проблема «отцов и детей» получает в романе Тур­генева философское обобщение.

Что представляет название романа в плане словесном? Вы­ражение «отцы и дети» в контексте романа неоднозначно. Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на см«-ну которому идут молодые — «дети». Важно отметить образ­ность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: «Ста­рые и новые». Сколько сюда не вошло бы разных смысловых нюансов!

Заглавие романа Тургенева исполняет важную организую­щую функцию. Тема «отцов и детей» буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николаи Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспо­минает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь-.» — замечает Николай Петрович.

В историях героев постоянно намечаются противопоставле­ния поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: «Я ду­маю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьде­сят лет хлопочет... и матери моей хорошо: день ее до того на­пичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...» Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. «Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и... мне самому кажется, что они дальше от истины, не­жели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Моло­дость? Нет: не одна только молодость».

В романе Тургенева связан с заглавием и мотив перемен. «Преобразования необходимы...» — думает Аркадий, подъез­жая с отцом к усадьбе. «Прежде были гегелисты, а теперь ни­гилисты», — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен зву­чит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то «новое» у Аркадия все-таки есть. Но как-то странно вспоминать его дружбу с Базаровым.

Случайно ли Николай Петрович считает в самом начале сти­хи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!


Конечность человеческой жизни и бесконечность действи­тельности — и об этом тургеневский роман, являющийся доку­ментом своей эпохи.

Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, нако­нец, смысл названия романа? «Отцы и дети» — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман Тургенева о жизни, такой, какая предстала перед писателем, и такой, как он ее понял.[/sms]
22 ноя 2007, 09:31
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.