Последние новости
06 дек 2016, 22:35
Сегодня, 6 декабря 2016 года, в районе между деревней Богословка и посёлком Черёмушки в...
Поиск

» » » » Сочинение: Пейзаж в творчестве А. А. Фета


Сочинение: Пейзаж в творчестве А. А. Фета

Сочинение: Пейзаж в творчестве А. А. ФетаДвижение реализма в русском искусстве XIX века было на­столько мощным и значительным, что все выдающиеся худож­ники испытали его влияние. В поэзии А. А. Фета влияние реа­лизма в особенности сказалось в стихах о природе. Фет — один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей своей красе предстает и русская весна, с цвету­щими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. По-видимому, образ журавлей, любимый многими рус­скими поэтами, впервые обозначил Фет.

В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. У Фета мы встречаем не только традицион­ных птиц, окруженных привычным поэтическим ореолом (соло­вей, лебедь, жаворонок, орел), но и, казалось бы, простых и не­поэтичных (сыч, лунь, чибис, стриж):

И слышу я в изложине росистой
Вполголоса скрипят коростели.
[sms]
Знаменательно, что автор по голосу различает птиц и мо­жет определить, где эта птица находится. Это означает не просто хорошее знание природы, а любовь поэта к ней, дав­нюю и обстоятельную. Несомненно, автор стихов о природе должен обладать незаурядным вкусом, иначе он рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует по­добными образами.

Прав С. Я. Маршак, восхищавшийся свежестью и непосред­ственностью фетовского восприятия природы и утверждавший, что стихи поэта вошли в русскую природу, стали ее неотъемле­мой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами. Маршак, кроме того, точно приметил и еще одну особенность поэзии Фета, утверж­дая, что природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий слад­ко ключ...

Как важную грань таланта Фета-пейзажиста нельзя не от­метить свойственный его творчеству импрессионизм. Поэт не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изобра­жая таким, каким он представляется его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не предмет, а впечатление:

Лишь ты одна скользишь стезей лазурной;
Недвижно все окрест...
Да сыплет ночь своей бездонной урной
К нам мириады звезд.


Внешний мир в этих строчках изображается в том виде, ка­кой ему придало настроение поэта. При всей конкретности опи­сания деталей природа все равно как бы растворяется в лири­ческом чувстве автора. Природа у Фета очеловечена, как ни у одного из его предшественников. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива «дружна с му­чительными снами». Интересен момент «отклика» природы на чувство поэта:

...в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.


Это двустишие восхищало Льва Толстого, и он удивлялся, откуда у этого «добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». Лев Николаевич Толстой, одновременно «ворча», признал в Фе­те великого поэта. И он не ошибся. Фет является и масте­ром любовной лирики. Его пейзажный багаж пригодился в ро­мантических стихотворениях о любви. Он всегда выбирал те­мой для своих стихов только красоту — как в природе, так и в человеке. Сам поэт был уверен в том, что «без чувства кра­соты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне». Красота его ритмов и пейзажей всегда будет восхи­щать читателя.[/sms]
22 ноя 2007, 09:23
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.