Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Разнообразие поэзии А. А. Фета


Сочинение: Разнообразие поэзии А. А. Фета

Сочинение: Разнообразие поэзии А. А. ФетаК середине XIX века в русской поэзии стали намечаться два направления: демократическое и направление «чистого искус­ства». Сторонником и идеологом «чистого искусства» был А. А. Фет. Фет, так же как и все приверженцы этого направле­ния, считал, что искусство должно существовать только само для себя, без никакой практической пользы. Поэтому в его по­эзии совершенно отсутствуют гражданские мотивы и какие-ли­бо связи с общественными проблемами того времени.
 
Долгое время критики обвиняли поэтов «чистого искусства» в узости мышления. Лучшим ответом на такого рода обвинения будет высказывание Писарева: «Замечательный поэт откликнулся на интересы века не по долгу гражданина, а по невольному влече­нию, по естественной отзывчивости». Ведь не зря столь многие стихи Фета стали романсами: «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «В дымке-невидимке...», «О, долго буду я, в молчаньи но­чи тайной...», а также знаменитое «На заре ты ее не буди...».
 
В последнем стихотворении слиты в поэтическом мире Фета и неотделимы друг от друга вечные понятия: любовь, музыка и природа. Здесь присутствует героиня, но Фет не раскрывает ее внутреннего мира, не описывает ее, а как бы из отдельных моментов плетет целостную картину. В большинстве стихотво­рений Фета образы расплывчаты и неопределенны, но поэт че­рез них передает свое собственное ощущение.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

[sms]
В этом стихотворении показана картина природы. Тема при­роды — преобладающая в лирике Фета. Его природа одухотво­рена, и это роднит его с Тютчевым:

Как майский глубокий
Зефир, ты, мой друг, хороша.


Поэзия для Фета — высший род художества. Поэт наделя­ет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пласти­ческими формами. Картины природы, нарисованные им в сти­хах, играют всеми цветами радуги, а сами стихи звучат как музыка:

Смотри, красавица, на матовом фарфоре, —
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят!

 
Образы природы яркие и впечатляющие. В нескольких сло­вах поэт рисует такую точную картину природы, что она вос­принимается нами как живая:

Уснули метели
С печальной зимой,
Грачи прилетели,
Пахнуло весной.
Широкая карта
Полночной земли
Чернеет, и марта

Ручьи потекли.

Природа у Фета — целая и законченная картина, которую поэт создает при помощи противоположных образов. В стихо­творении «Какая холодная осень!..» поэт вносит слова о пожаре, которые придают картине законченность. Ведь именно осень ассоциируется с пожаром:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот,
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.

Поэта влекут неуловимые, загадочные и не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, созерца­нием прекрасного. Фет — поэт непосредственных пережива­ний. Лирика Фета выражает то, что скрыто в душе. Фет бо­лее всего ценил в искусстве живую естественность влечения сердца.

Поэт стремится выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение. Лирическое переживание не может быть дли­тельным, и Фет создает короткие, в две-три строфы, стихо­творения.

Фет тонкими ненавязчивыми штрихами устанавливает род­ство между природой и человеком. Здесь звучат одновременно умиротворение и тревога:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив.


Однако Фет не только жизнерадостный поэт красоты, люб­ви, но и трагический поэт. В его душе живет разлад между ху­дожником, пробивающим путь к идеалу, и проповедником, ко­торый добывает истину. Фет постоянно бился над разрешением загадок бытия. Он верил в свои могучие творческие силы и в то же время сомневался в них. Человек и Вселенная для него две равнозначные силы. Его не пугает смерть, а жизнь, по его пред­ставлениям, измеряется лишь творческим огнем:

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.

Несмотря на то что критики того времени не жаловали по­эта, его популярность в России была велика. Это свидетельст­вует о большом таланте Фета. Популярность его не уменьшает­ся и в наши дни. [/sms]

22 ноя 2007, 09:16
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.