Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Ф. И. Тютчев—лирик и философ


Сочинение: Ф. И. Тютчев—лирик и философ

Сочинение: Ф. И. Тютчев—лирик и философГениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психо­лог — таким предстает Тютчев в стихах, темы которых вечны: смысл бытия, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских сти­хотворений определяется мятущимся, трагическим мироощу­щением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал по­эт самовластье «человеческого Я» — проявление индивидуа­лизма, холодного и разрушительного.

Отсюда стремление Тютчева к христианству, особенно к православию с его идеей «соборности», смирением и покорно­стью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человече­ского существования — источники постоянной внутренней тре­воги поэта. Тютчев в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декла­рировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа...», «Пол­день»), но внутренней убежденности, стойкой веры в божест­венное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было.
 
Если для пантеистического мировоззрения А. К. Толстого, на­пример, характерен оптимизм, вызванный уверенностью, что «в одну любовь мы все сольемся вскоре...», то Тютчеву перспек­тива «слияния» рисуется весьма безрадостно. В стихотворении «Смотри, как на речном просторе...» «человеческое Я» уподоб­ляется тающим льдинам, которые

Все вместе — малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все — безразличны, как стихия, —
Сольются с бездной роковой!..

[sms]
Спустя двадцать лет, в последние годы жизни, образ «всепо­глощающей и миротворной бездны» снова возникнет в стихо­творении «От жизни той, что бушевала здесь...».

В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева назван «мыслящим тростником». Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающие подозрения относительно самого существования загадки «приро­ды-сфинкса» и наличия «творца в творении» неотступно пре­следуют поэта. Его угнетает сознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную загадку бы­тия, — «длань незримо-роковая» неуклонно пресекает ее на­прасные и обреченные попытки.

Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачная преграда — видимый мир — между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами». У лишенного зрения «ночного» человека обостряется слух, слышит он «гул непости­жимый» или вой «ветра ночного», которые напоминают ему о «родимом», но оттого не менее жутком изначальном хаосе. О том, как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноре­чиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишенное в от­личие от других его произведений на тему «день и ночь» фило­софского звучания, но тем более поражающее мрачными обра­зами, найденными Тютчевым для описания спящих гор: Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят.

В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органов чувств», и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы. Тютчев-созерцатель создает такие лирические шеде­вры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...» и множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзаж­ных зарисовок.

Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неис­черпаемый источник для обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и другие. К этим произведениям примыкают несколько чисто философ­ских: «Silentium», «Фонтан», «День и ночь». Философская ли­рика Тютчева менее всего рассудочна. Прекрасно охарактери­зовал ее И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает не­раздельно и неразрывно».

Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятеж­ное упоение ею характерны преимущественно для стихотворе­ний Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя законо­мерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвяз­ными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как стало обычным моим душевным состоянием», — такого ро­да признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, «пре­лестный говорун», по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать во что бы то ни стало в течение восем­надцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой».
 
И мало кто мог постичь его сложный внутрен­ний мир. Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с мате­рией, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное».

Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодей­ственным свойством заглушать это постоянное беспокойст­во, умиротворять тревожную душу поэта. Могущество вес­ны объясняется ее торжеством над прошедшим и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада:

И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.


Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не ом­раченной предвестниками гибели, — «не встретишь мертвого листа», — ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески-всемир­ной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В проти­вопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райско­му блаженству бесспорного, достоверного наслаждения красо­тою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрас­но — весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастли­вее, чем в здешнем мире весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева:

Что пред тобой утеха рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая,
Румяный цвет, златые сны?


На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная пе­чать, отражающая свойства его собственной душевной и физи­ческой природы — хрупкой и болезненной. Его образы и эпите­ты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляю­щи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движе­ние и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается не­мощно и хило и т. п. «Вечный строй» природы то восхищает, то повергает в уныние:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.


Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого — человека и природы — Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только «беспомощное ди­тя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции:

Связан, соединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества...
Скажи заветное он слово —
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.


Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тют­чева как более или менее отвлеченная категория, приобретает конкретно-житейский характер в так называемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны моло­дой девушки Елены Александровны Денисьевой:

Не раз ты слышала признаньем
«Не стою я любви твоей»,
Пускай мое она созданье, —
Но как я беден перед ней...


Поэт-мыслитель всю жизнь — от ранней юности до послед­них дней болезненной старости — чрезвычайно интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувст­вом изначально губительным, «поединком роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей: «...кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имею­щее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...»

Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья»:

Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.

Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все было принесено в жертву, не при­надлежал ей полностью: Тютчев не только не порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком слу­чае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Денисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми пред­чувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение «бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошед­шей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте своей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
 
Тютчев очень тяжело переживал утрату:

Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может...


Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперь все испробовано — ничто не помогло, ничто не утешило, — не живется — не живется — не живется.»» В стихах «денисьевского цикла» особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!», определяющим интонацию отчаяния всего стихотворе­ния. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает на­родное понятие «убивается». Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой:

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
Он пережил ее на девять лет.


В эти последние годы Тютчев теряет всех близких ему людей: мать, брата, четверых детей...

Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.


Его черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил, полагая:

В наш век стихи живут два-три мгновенья.
Родились утром, к вечеру умрут.
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.


Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась невластна над его творчеством. Конечно, совершенст­во формы и значительность содержания поэзии Тютчева требу­ют от читателя определенного уровня культуры, просвещеннос­ти. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды». [/sms]

21 ноя 2007, 16:48
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.