Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Россия и русский народ в поэме и. в. Гоголя «Мертвые души»


Сочинение: Россия и русский народ в поэме и. в. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Россия и русский народ в поэме и. в. Гоголя «Мертвые души»Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно по­казать черты характера русского человека, величие и красоту России. В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», начатой еще да «Мертвых душ», Го­голь писал: «Поэзия наша не выразила нам нигде русского че­ловека вполне, ни в том виде, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он есть». Здесь намечена задача, ко­торую Гоголь собирался решить в «Мертвых душах».

В поэме Гоголь рисует два противоположных мира: с одной стороны, показана настоящая Россия с ее несправедливостью, стяжательством и грабежом, с другой — идеальный образ будущей справедливой и великой России. Этот образ в основном представлен в лирических отступлениях и размышлениях са­мого писателя.

«Мертвые души» начинаются с изображения городской жиз­ни, набросков картин города и описания чиновнического общест­ва. Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять — помещиков и одна — на биографию Чичикова. В резуль­тате воссоздается общая картина России с огромным числом дей­ствующих лиц разных положений и состояний, которые выхва­тываются Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в слож­ную панораму жизни России, ее настоящее.
[sms]
Типичными предста­вителями этого настоящего в поэме являются бесхозяйственный помещик Манилов, мелочная, «дубинноголовая» Коробочка, беза­лаберный прожигатель жизни Ноздрев, прижимистый Собакевич и скряга Плюшкин. Гоголь со злой иронией показывает душев­ную пустоту и ограниченность, тупость и стяжательство этих вы­рождающихся помещиков-душевладельцев. У этих людей оста­лось так мало человеческого, что их в полной мере можно на­звать «прорехами на человечестве».

Мир «Мертвых душ» страшен, отвратителен и безнравстве­нен. Это мир, лишенный духовных ценностей. Помещики, обы­ватели губернского города не единственные его представители. В нем, этом мире, живут и крестьяне. Но Гоголь отнюдь не скло­нен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет. Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака. Бестолковыми пока­заны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево. Прошка и Мавра забиты и запуганы. Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродуш­но смеется над ними.

Описывая кучера Селифана и лакея Петрушку — дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту и понимание. Пет­рушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит». Мы не видим в Селифане и Петрушке высо­кой духовности и нравственности, но они уже отличаются от Дяди Митяя и дяди Миняя. Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и старается понять эту душу.
 
Вспомним, что он говорит о значении почесывания в за­тылке у русского народа: «Что означало это почесывание? и что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка со своим братом... или уже завяза­лась в новом месте какая зазнобушка сердечная... Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулу­пом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и вся­кую дорожную невзгоду?»

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ. Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обла­дает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих спо­собностей души...». Именно у такого народа могла появиться «птица-тройка», которой без труда управляет ямщик. Это, на­пример ярославский расторопный мужик, который «одним то­пором да долотом» смастерил чудо-экипаж.
 
Его и других мерт­вых крестьян купил Чичиков. Переписывая их, он рисует в сво­ем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены ска­зочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех ар­шин с вершком ростом».

Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление на­стоящей России идеальной будущей России. В начале одиннад­цатой главы Гоголь дает описание России: «Русь! Русь! Вижу тебя...» и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Но эти два лирических отступления разрыва­ются фразами: «Держи, держи, дурак!» — кричал Чичиков Селифану. «Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. — Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!..»

В лирических отступлениях автор обращается к «необъят­ному простору», «могучему пространству» русской земли. В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины. Гоголевская Россия в будущем — великая и могучая страна. [/sms]
21 ноя 2007, 15:52
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.