Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»


Сочинение: Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Замысел «Мертвых душ» возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша Россия!». В 1842 году поэма была опубликована, несмотря на цензурный запрет. Помог напеча­тать ее Белинский. Ее появление оказалось большим событием в русской общественной и литературной жизни.
 
Герцен отме­тил, что «Мертвые души» потрясли всю Россию. Выход поэмы вызвал еще большую бурю,- чем появление комедии «Ревизор». Крепостники-дворяне, узнавшие себя в образах нового произ­ведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом.

Прогрессивный лагерь, и среди них Белинский, считал, что сатира Гоголя — это сатира горячего патриота, который пла­менно любит свой народ. Гоголь был твердо уверен в великом будущем страны, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, способные изменить облик России. Имен­но глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя, изображавшую дворянско-крепостнический мир. Гоголь писал в своем дневни­ке: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».
[sms]
Портретная галерея «Мертвых душ» открывается Манило­вым. По натуре он обходителен, добр, вежлив, но все это при­няло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Сло­во «маниловщина» стало нарицательным. Прекраснодушие — самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столк­новений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реаль­ность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрел сквозь «розовые очки». Это единственный поме­щик, который подарил мертвые души Чичикову.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на не­урожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, раз­мещенные по ящикам комодов». Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойни­ков». Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Это мет­кое определение вполне соответствует психологии помещицы, характерной представительницы дворянского крепостнического общества.

Типичен образ Ноздрева. Это человек «на все руки». Его ув­лекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В при­сутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скан­дальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные его черты. По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хо­зяйственной деятельностью. Он кулак и хитрый пройдоха. Го­голь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, сту­лья — напоминали самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя.

Галерею «мертвых душ» завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущест­ва. Сам Плюшкин отказался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и про­клял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепост­ные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами. В главе о Плюшкине шире, чем в дру­гих, затрагивается крестьянский вопрос. Уже внешний вид де­ревни говорит о тяжелой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостничес­кого уклада жизни России наиболее реально отразился в обра­зе Плюшкина.

Образы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных порядков. Писатель сам великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов. Гоголь писал: «Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Гоголь нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного общества, которое не способно к руковод­ству национальной жизнью, общества, лишенного элементарно­го представления о честности и долге, опустошенного и духовно мертвого. Вся передовая, мыслящая Россия, читая поэму, пони­мала ее название так, как понял Герцен: «"Мертвые души" — это ужас и позор России».

Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».[/sms]
21 ноя 2007, 15:38
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.