Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Авторские идеалы и действительность в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Авторские идеалы и действительность в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Авторские идеалы и действительность в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые ду­ши» как произведение, обличающее социальные пороки обще­ства. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизнен­ный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить екрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пуш­киным.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал авто­ру возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Го­голь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем», в поэме предстает вся картина русской действительности со всеми экономическими и социальными особенностями. Однако в «Мертвых душах» описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставлены светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представление о том, какой долж­на стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и от­дельных замечаниях, разбросанных по тексту.

Таким образом, картина жизни и быта губернии, в которой, как и во всей стране, основой социального строя является экс­плуатация, разворачивается перед читателями по мере того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города NN. И поскольку Гоголь видел основной источник бедствия России в несправедливых и бесчеловечных общественных отношениях, то внимание он уделил в первую очередь помещикам, главным угнетателям крестьян.

Автор описывает имения помещиков, их времяпрепровожде­ние, дает картину полного упадка крестьянских хозяйств. Осо­бенно это заметно в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны.
[sms]
Гоголь подчеркивает не только экономическое, но и мораль­ное опустошение помещичьего класса. Углубляя тему духовно­го разложения дворянства, писатель располагает главы с описа­нием помещиков в определенном порядке. Он ведет читателя от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» скопидомке Коробочке, от бесшабашного мота Ноздрева к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и завершает галерею образов помещиков Плюшкиным, «прорехой на человечестве».

Наиболее полно характеризует помещиков их отношение к предложению Чичикова о продаже душ, «в некотором роде окончивших свое существование». Каждый помещик по-своему реагирует на эту просьбу. Манилов со свойственной ему «широ­той души» отдает мертвые души даром. Коробочка, привыкшая к тому, что все можно продать и купить, заботится лишь о том, чтобы не прогадать и не продешевить. Собакевич в очередной раз проявляет качества «человека-кулака», заламывая цену «сто рублей за штуку». Но какой бы ни была реакция помещи­ков, все они приходят к одному: если «негоция» не принесет вреда государству и не будет в убыток, они согласны.

Рисуя широкую картину дворянской и помещичьей России, Гоголь не ограничивается изображением одних лишь помест­ных дворян. На примере города NN он показывает и мир чиновничества, в котором «плодились из безделья» злоупотребление властью, интриги, сплетни.

Все чиновники города, начиная с губернатора, единственным положительным качеством которого являлось вышивание «раз­ных домашних узоров», и кончая самым мелким чиновникам, берут взятки, грабят казну, ходят на балы и играют в карты. Такой образ жизни становится нормой для них. Они даже не опасаются кары за свои грехи. Ведь устоявшийся «порядок» ох­раняется полицмейстером, который является главным взяточ­ником и казнокрадом. Кроме того, все чиновники повязаны кру­говой порукой. Каждый из них не чист на руку, и поэтому ни­кому ни приходит в голову доносить на другого.

Итак, Гоголь показал, что жизнью города управляют необра­зованные, пустые, бесчестные люди. Более того, введя в поэму «Повесть о капитане Копейкине», автор подчеркнул, что такая картина характерна не только для данной губернии, но и для всей страны, которой правят помещики и чиновники, в то время как простой народ терпит одни лишь лишения.

К «мертвым душам» в поэме, безусловно, относится и Чичи­ков. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни; он символизирует зарождение новых буржуазных тен­денций: духа приобретательства и аферы. Гоголь детально ис­следует истоки его личности. Находчивый и ловкий авантю­рист, Чичиков — порождение окружающего мира с его резким разделением на бедных и богатых. Родившись в бедной семье, Чичиков не желает становиться «маленьким человеком». Чтобы подняться по общественной лестнице, он воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость.

Гоголь показывает, что бережливость, накопительство Чи­чикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова — черта нового буржуазного общества, деньги для него — средство достижения цели, жизненного ком­форта. При этом он прекрасно видит, каким путем создаются огромные состояния в окружающем мире. Гоголь очень точно определил одну из характерных черт поднимающейся буржуа­зии — жизненную энергию, целеустремленность и в то же вре­мя определенную эгоистичность.

Итак, привыкшие жить за счет других помещики и чиновни­ки — «мертвые души», с одной стороны, и крестьяне, уделом которых являются нищета, голод, непосильный труд, болезни, с другой, — такой открывается действительность перед Гого­лем. Но он не теряет оптимистического настроя, верит в то, что помещики и чиновники изживут себя. Рядом с помещиками, «мертвыми душами», встают светлые образы простых людей, которые являются для автора воплощением идеалов духовнос­ти, мужества, свободолюбия.

В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа. Он восхищается бой­ким, ярким словом простых людей. Гоголь с любовью говорит, что, «птица-тройка», летящая по необъятным просторам рус­ской земли, «могла родиться только у бойкого народа». Образ «русской тройки», приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами «расторопного ярослав­ского мужика», одним топором и долотом смастерившего проч­ный экипаж, и ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо управляющего тройкой.
 
Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. Именно Россия, подобная «необгонимой тройке», заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия маниловых, собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гого­ля. Показывая на примере простых людей истинно ценные ка­чества души, он обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения».

В лирических отступлениях Гоголь затрагивает много про­блем. В этих размышлениях выражены идеалы автора. Так, го­воря о двух типах писателей, Гоголь отмечает, что истинный писатель не тот, который «чудно польстил людям, скрыв пе­чальное в жизни», а тот, кто дерзнул «вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, окутавших нашу жизнь».

Итак, мы можем утверждать, что в поэме «Мертвые души» отражены и действительность, и авторские идеалы. Гоголь без прикрас показывает жизнь современной ему России и одновре­менно учит доброте, честности, любви и труду. Культурный, любящий Родину, думающий человек с живой душой — вот идеал Гоголя, который созвучен и нашему времени.[/sms]
21 ноя 2007, 15:12
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.