Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»


Сочинение: Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Сочинение: Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Сюжет комедии «Ревизор», как и сюжет бессмертной поэмы «Мертвые души», был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Го­голь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недо­статки бюрократической системы, которые так хорошо извест­ны каждому русскому человеку. Работа над комедией так ув­лекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: «Я помешался на комедии».

В «Ревизоре» Гоголь умело сочетает «правду» и «злость», то есть реализм и смелую, беспощадную критику действи­тельности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопо­читание, коррупция, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В «Театральном разъезде» Гоголь писал, что в со­временной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и «электричества чин». «Электричества чин» и поро­дил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лже­ревизором.

В комедии представлена целая «корпорация разных слу­жебных воров и грабителей», блаженно существующих в уезд­ном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь ис­пользовал ряд художественных приемов, которые создают яр­кие, незабываемые образы.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, например, что фамилия частного пристава — Уховертов, уездного лека­ря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики по­могают лучше понять суть каждого персонажа.
[sms]
Городничий: «Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно»; Анна Андре­евна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполови­ну на хлопотах в своей кладовой и девичьей»; Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения»; Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет»; Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен». Почтмей­стер: «Простодушный до наивности человек».

Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Зем­лянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведе­ний «совершенной свиньей в ермолке».

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при комическом изображении чиновника, являет­ся гипербола. В качестве примера использования этого приема автором можно назвать Христиана Ивановича Гибнера, кото­рый не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоро­вича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора пред­вещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском.
 
Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку го­родское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и т. п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступа­ют резко, внезапно. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно кажется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии.

Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько си­лен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: «Ни­чего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...».

Далее Гоголь использует прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой «четвертой стены», обращается прямо в зал: «Чему смее­тесь? — Над собой смеетесь!..». Этой репликой Гоголь показы­вает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на не­объятные просторы. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: «Всем досталось, а больше всех мне!».

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели про­винциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплет­нях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, нака­жет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольст­вия больших». Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжет­ся с общим духом этой гениальной комедии.

После постановки пьеса вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недо­вольство критики было обращено на отсутствие положитель­ного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в «Театральном разъезде»: «...Мне жаль, что никто не заметил честно­го лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был — смех».[/sms]
21 ноя 2007, 14:54
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.