Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: «Ревизор»—сатира на крепостническую Русь


Сочинение: «Ревизор»—сатира на крепостническую Русь

Сочинение: «Ревизор»—сатира на крепостническую РусьПьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена 19 ап­реля 1836 года в Петербургском Александрийском театре. Нико­лай I заметил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего — мне!» Позже, в «Авторской исповеди», Гоголь скажет: «В «Реви­зоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за од­ним разом посмеяться над всем».
 
Перед нами современная Гого­лю эпоха. На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, действительно свалив «в одну кучу» всех чиновников, во главе с го­родничим, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обитателей городка, растревоженного, как муравейник случайно попавшим в него жуком, известием о приезжем чиновнике — ве­роятно, ревизоре.

Маленький захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей ни­колаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизо­ра». Весь строй пьесы давал понять, что захолустный город, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого.
[sms]
Реакционеры кричали, что сюжет не­правдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося в дороге трактир­ного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Подобным образом однажды Пушкина в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Главная причина, заставившая всех проворовавшихся чиновников принять Хлестакова за ре­визора, — это страх, затуманивший глаза. Городничий, плут первого разряда, неглуп, но он боится, что его разоблачат, от­сюда его слепота по отношению к Хлестакову.

В комедии правдиво раскрыта психология и характеры лю­дей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлеста­кова принимают за крупного чина только потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову деньги и раду­ется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», т. е. такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произ­вола видна через реплики чиновников (больных морят голодом; у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и да­же рубах; деньги, собранные на церковь, пропили и проели, а потом решили объявить, что церковь начала строиться, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократичес­кой системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духов­ный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе.

Смотритель богоугодных заведений Земляника давно мах­нул, на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Про­ныра и плут, Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в боль­шом ходу.

Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он счи­тает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрыва­ет чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).

Образ Хлестакова — один из самых ярких образов, создан­ных Гоголем. Характер Хлестакова совершенно новый в лите­ратуре. «Хлестаковщина» стала именем нарицательным. Хлес­таков — наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигаю­щий средства своего отца-помещика. Он пустышка, «без царя в голове», и он же воплощение нахальства. У. него «легкость не­обыкновенная в мыслях». «Он просто глуп, — писал Гоголь, — болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина».
 
Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить. Он может совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый воло­кита, и взяточник, и крепостник (слуга голодает, ему это без­различно). Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хва­тит лишнего.

На втором плане в пьесе купцы, мастеровые, полицей­ские — вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В изображении характеров Гоголь развивает традиции Грибое­дова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.[/sms]
21 ноя 2007, 14:47
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.