Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Тема «маленького человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова


Сочинение: Тема «маленького человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова

Сочинение: Тема «маленького человека» в творчестве М. Ю. ЛермонтоваЕсли говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема «маленького человека» постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: по­казать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность — это мелочный вздор. И все же Лермонтов один из первых в русской литературе затронул эту тему.

Образ Максима Максимыча из романа «Герой нашего вре­мени» незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисло­вии к повести «Бэла». Автор встречает в пути сдержанного по­жилого офицера, который дает ему полезные советы. Это Мак­сим Максимыч. Называя азиатов «бестиями», выманивающими деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слиш­ком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны.
 
Максим Максимыч с первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью, спокойной непритязатель­ностью, умением держаться с достоинством. Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда. Словно отец родной, он опекает Бэлу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь. По происхождению Максим Максимыч дворянин, но, очевидно, из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана.
[sms]
Максим Максимыч не привык заискивать пе­ред «сильными мира сего», и хотя генерал Ермолов давно в опале, Максим Максимович не боится с уважением говорить о нем вслух. Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно ра­зобраться в сложных чувствах Печорина. Одно он знает твер­до: людей обижать нельзя. Когда он отговаривает Печорина от похищения Бэлы, понимая, что она быстро Печорину наску­чит, он как бы заранее предупреждает, что добром это не кон­чится. Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь Печорин по положению в крепос­ти является его подчиненным. Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему.

Старый служака и порядочный человек, Максим Макси­мыч понимает только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше, чем Печорин, и постоянно казнит себя за это. Он дав­но простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и не­дальновидны, но себя он простить не может. Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему на шею, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку. Максим Максимыч поражен, он не ожи­дал того, что они встретятся как чужие люди. По моему мне­нию, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимыч — это молчаливый укор его далеко не благородному поступку. Не думаю, чтоб у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даром загу­бил чистую душу.

Я думаю, светский лоск, привычка глубоко прятать истин­ные чувства, природный такт не позволили бы Печорину рас­целоваться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимычу, умышленно отнесся к нему холодно. Но бедному старику далеко до этих тонкостей. Он привык жить среди простого народа, это наложило и на него самого какой-то отпечаток. Среда не всегда влияет положи­тельно, даже если от природы у человека много добрых задат­ков. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути.
 
Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость и все­прощение — редкие качества в жестоком мире. И если повест­вователя Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был за­мкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-ни­будь прирасти надолго. Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему. Годы выработали в Максиме Максимыче осторож­ность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-повествователем ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому че­ловеку историю Бэлы.

Дикая природа Кавказа тоже способствует сближению. Кар­тины горя, любви, борьбы встают перед автором. Трагическая развязка неминуема. По мнению многих, повествователь в ро­мане — это сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле по­пал на Кавказ, то, видимо, и рассказчик тоже изгнанник? Он и Максим Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-ка­питан не теряется. Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать непогоду. О себе Максим Максимыч рассказывает довольно скупо. Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати лет он не имеет известий от отца и матери.

Стихотворение Лермонтова «Завещание» написано от лица старого солдата. Его строки можно отнести и к Максиму Мак­симычу:

Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.

Бэла и Печорин заменили Максим Максимычу семью. Про­шло уже пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней. Необузданные страсти лишь на время заменили скуку Печори­ну, но вскоре он с тоской говорит: «Я надеялся, что скука не живет под черкесскими пулями, но напрасно». Из этой фразы можно сделать вывод, что Максим Максимыч — храбрый чело­век, так как он не временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями.
 
Душевная опустошенность — это бе­да не только Печорина, а веяние века. Штабс-капитан спраши­вает у рассказчика: «Неужто тамошняя молодежь вся тако­ва?». И узнает, что разочарование стало модой, ему подража­ют, его «донашивают», как старое платье. Сострадательная душа штабс-капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не рад этому. Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду, а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близким человеком.

Образ Максима Максимыча — один из лучших образов в русской литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не по­казал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», а увидел человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доб­рое и чистое сердце.[/sms]
21 ноя 2007, 14:23
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.