Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Печорин и Грушницкий (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)


Сочинение: Печорин и Грушницкий (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение: Печорин и Грушницкий (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В 1839 году в третьем номере журнала «Отечественные за­писки» была опубликована повесть Лермонтова «Бэла». Затем, в одиннадцатом номере, появилась повесть «Фаталист» и во втором номере журнала за 1840 год — «Тамань». В том же году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различ­ных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа «Герой нашего времени».
 
Критика встретила но­вое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением, представляющим «совершенно но­вый мир искусства», увидевшего в нем «глубокое знание чело­веческого сердца и современного общества», «богатство содер­жания и оригинальность», в печати звучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман.
 
Один из самых ярых против­ников Лермонтова, некто А. С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа — «эстетическая и психологическая не­лепость», а в самом произведении «философии, религиозности русской народной и следов нет». Но как бы мы ни оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя.

На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир своего героя — Григория Александровича Печорина.

Лермонтов показывает Печорина как человека неординар­ного, умного, волевого, храброго. Кроме того, его отличает по­стоянное стремление к действию: Печорин не может удер­жаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной жен­щиной?.
[sms]
Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрыва­ется в главе «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начина­ется очередной «эксперимент» Печорина. Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит в случае с Груш­ницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтаю­щий о любви и о звездах на погонах. Он — посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте сла­бость — «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он стремится играть модную среди юношей роль байронического разочарованного героя, изображать «существо, обреченное каким-то тайным страданиям». Именно это качество делает его пародией на Печорина. Поэтому-то он так и ненавистен главному герою.

Грушницкий, как человек неда­лекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозрева­ет, что тот уже начал своеобразную игру.

Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое сни­сходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажет­ся себе весьма проницательным и значительным человеком. «Мне жаль тебя, Печорин» — слова Грушницкого в начале ро­мана. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг от­крывается нам с совсем другой стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а по­том — бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного че­ловека.
 
Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силой проявились «демонические» свойства его натуры: «сеять зло» с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин вновь ис­пытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью. По­том предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раска­яния и ненависти до конца.

Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он откры­вает, может быть, самое главное в центральном герое. Груш­ницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и опасность инди­видуалистической философии, присущей романтизму. Лер­монтов не стремился выносить главному герою нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны чело­веческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. [/sms]
21 ноя 2007, 14:03
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.