Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Образ автора в романе «Герой нашего времени»


Сочинение: Образ автора в романе «Герой нашего времени»

Сочинение: Образ автора в романе «Герой нашего времени»Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница рус­ской литературы. Чтобы правильно понять творчество Лермон­това, необходимо знать политическую обстановку, сложившую­ся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала большое влияние на формирование Лермонтова как человека и писате­ля. Николай I, жестоко расправившийся с декабристами, ста­рался искоренить идеи свободолюбия. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но, несмотря на ре­акцию, лучшие люди 30-х годов продолжали бороться, и среди них первым был Лермонтов.
 
Мотивы избранничества и жерт­венности звучат почти во всех его стихах, эту же тему поэт раскрывает и в «Герое нашего времени». Как часто в лирике Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное признание того, что люди их поколения не смогут совершить ничего достойного, живут зря. Мы говорим, что Печорин — ти­пичный герой 30-х годов, значит, и в Лермонтове есть что-то от его героя. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: «Но судьбу я и мир презираю», поэтому-то в «Герое нашего времени» мы так явственно слышим голос автора.
[sms]
Что общего у Лермонтова с его героем? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и тяжелое время. Они жили в эпоху «безвременья», породив­шую страшную болезнь: в условиях самодержавно-полицейско­го государства «силы необъятные», дремавшие в молодом поко­лении, не могли найти себе достойного применения. Люди, ода­ренные от природы умом и волей, пламенным сердцем, остро переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навяз­чиво повторяется образ человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного весь век оставаться титулярным советни­ком.
 
Вспомним, что уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, «где стонет человек от рабства и це­пей», а в зрелые годы поэт вкладывает в уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький упрек: «Богатыри — не вы», обращенный к сверстни­кам поэта. О них, о своих современниках, Лермонтов писал:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно».


Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поко­ление в бездействии, изобразив главного героя типичным пред­ставителем тех юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться против устано­вившегося порядка, они выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.

Печорин — это плод воображения самого автора, а любой автор волей или неволей через своего героя выражает свои со­кровенные мысли, свою жизненную позицию. Изображая Печо­рина, Лермонтов невольно в общих чертах дал свой собствен­ный портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспомина­ниях пишет о Лермонтове: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ». Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и рта — особенность его внешнего облика.

Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал причины тяжкой грусти, томившей поэта: «Внутренне Лермонтов скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба». Печорин тоже скучает в светском обще­стве, оно его даже не забавляет.

В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажет­ся, эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге «О развитии революционных идей в России»: «Нам дают об­ширное образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам кричат: «Оставайтесь ра­бами, немыми, бездеятельными, или вы погибли». Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова «Мо­нолог»:

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?..
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто, души не веселит.

В статьях о Лермонтове, написанных после его смерти, мно­го говорилось о «демонизме», о тоске, печали, об отчаянии оди­нокой души. Таковым был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье. Это как заразная болезнь, от которой нет лекарства. Печориных было большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская дубинка, не запу­гали ссылки и угрозы.
 
Лермонтов прошел через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее дока­зательство этому — смелость, с которой он бросал в лицо («Свободы, Гения и Славы палачи!») свои стихи, «облитые горе­чью и злостью», и мужество, которое нужно было для создания «Героя нашего времени».

Николай I писал жене о книге Лермонтова: «По моему убеж­дению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорчен­ность ее автора». Реакционные круги поспешили очернить пи­сателя, заявив, что в Печорине он изобразил самого себя. В предисловии к роману Лермонтов язвительно высмеял по­пытки поставить знак равенства между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не порт­рет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. Однако, на мой взгляд, роман все-таки отчасти автобиографичен.
 
Нови­ков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести «О душах живых и мертвых» о том, что прооб­разом Веры из «Героя нашего времени» послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил, а ее муж Бах­метьев (старый ревматик) — прообраз мужа Веры.

Что давало Лермонтову силу, что помогло ему стать вели­ким поэтом и писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу эту черпал он в родной земле, в своей «странной любви» к Родине. Если в дневнике Печорина, расска­зывающем о его мыслях и чувствах за довольно долгий проме­жуток времени, нет и слова о России, то все мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством внутренней связи с народом.
 
Эта высокая любовь озарила короткую жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы Печо­риных, прошедших без следа, «не бросивши векам ни мысли плодовитой», нет М. Ю. Лермонтова. И если Печорин был жерт­вой своего времени, то Лермонтов — настоящим его героем.[/sms]
21 ноя 2007, 13:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.