Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»


Сочинение: Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Сочинение: Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»Основа творчества писателя — вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение нередко имеет женское начало. Не случайно Муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на пре­ступления. Она — красота, которая спасет мир. В русской литературе женщины воспеты особенно впечат­ляюще. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится передать через нее свое представление о прекрасном. Отноше­ние писателя к своему герою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему?

Писатели, изображая в произведениях лучших своих геро­инь, выражали через них свою жизненную философию. Жен­щина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поко­лении Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случай­но, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печо­рина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера. Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пле­нен ее необычной внешностью. Она показалась ему воплощени­ем непосредственности, естественности — того, чем не облада­ли знакомые Печорину светские дамы.
[sms]
Его увлекла борьба за Бэлу, но, когда все преграды были уничтожены и Бэла с радос­тью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманулся: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, не­вежество и простосердечие одной так же надоедают, как и ко­кетство другой». Не следует забывать, что это мнение не авто­ра, а Печорина, который часто и быстро во всем разочаровы­вался. У Бэлы сильный, цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже при первом упоминании о княжне Мери (в разговоре с Грушницким) про­ступает ироничный, несколько насмешливый тон повество­вания.

Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбира­ется в людях, не видит фатоватости Грушницкого, недо­понимает рассчитанное™ игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в высшем свете, — с некоторым тщеслави­ем, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра од­ного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность ви­деть там Веру.

В такой обстановке КНЯ2КН6Мери очень трудно было вести себя естественно, а возможно, и проявить свои лучшие качест­ва. Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неординарная личность, следовательно, он искал среди женщин ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И скорее всего задачи Лермонтова в романе были на­много шире, чем изображение молодых, неопытных, несчастных девушек, обожженных эгоизмом Печорина.

Настоящая любовь Печорина показана в набросках. Лермон­тов не описал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда, загнав коня, не догнал Веру. Однако это был всего лишь вре­менный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не испытывал полного счастья с ней: ведь она была чужой же­ной, что, разумеется, больно ранило самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсиро­вать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюблен­ными в него женщинами.

Печорин, ни в коей мере не являясь автопортретом Лермон­това («Старая и нелепая шутка!» — говорится в предисловии о подобном толковании), все же бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощущение общности беды и вины автора и его героя. Как и в «Думе», поэт, выражая взгляды своего поколения, разделяя его судьбу, понимая общую трагедию общества, яростно него­дуя, возвышается над общей массой, поднимается над ней — на недосягаемые высоты духа.

Лермонтов отрицает свою близость к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако из­вестно, что отношения Печорина и Веры — это отражение не­разделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой, кото­рую он боготворил всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвра­щался к образу своей любимой.

Жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова посвящено много замечательных книг (например, книга И. А. Новикова «О ду­шах живых и мертвых»), критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа в стихах о современности, то Лермонтов — автор первого реа­листического романа в прозе. Его произведение отличается той глубиной психологического анализа, которая позволила Н. Г. Чернышевскому увидеть именно в Лермонтове непосред­ственного предшественника Л. Н. Толстого.
 
И с этим нельзя не согласиться: ведь именно у Лермонтова Толстой учился при­емам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Ф. М. Достоевский, однако раздумья поэта о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности переросли у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений.

Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении по­знать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного ро­мантического конфликта между раздвоенностью, разобщеннос­тью мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глу­бочайший внутренний конфликт личности, постоянное проти­воборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бес­конечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лер­монтов.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пони­манию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находят­ся не вне человека, а внутри — в его душе. Все внимание Лер­монтова сконцентрировано на духовном пути героя.

М. Ю. Лермонтов не случайно уделил большое внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотре­на вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее ин­тересов, переживаний и чувств. Одно из открытий писателя за­ключалось в критерии: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображе­ние женских характеров в романе придало главному герою и самому роману неповторимость и свежесть его восприятия, а также ту гамму переживаний, которые глубоко проникают в душу и остаются там надолго.[/sms]
21 ноя 2007, 13:28
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.