Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века)


Сочинение: Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века)

Сочинение: Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века)«Евгений Онегин» Пушкина был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных за­мет». Белинский в своей статье «Евгений Онегин» назвал это произведение «энциклопедией русской жизни». И в самом де­ле, в этом романе, как в магическом кристалле, отразилась картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелко­поместного дворянства, и народа — Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века.
 
В те годы, когда поэт работал над своим самым любимым произведением, ему пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. На фоне картин рус­ской жизни 20-х годов XIX века показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без «Евгения Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени» Лермонтова, потому что реалистический роман, со­зданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории ве­ликого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом будут развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гон­чарова.

Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они сто­ят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, ханд­ра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: «Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена». Светское общество, в котором вращался Онегин, а позд­нее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, доста­точно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно». Свои лучшие годы он тратит, как и большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин.
[sms]
Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит ску­ка, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры «не­обходимых глупцов», душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной вну­треннего содержания. Праздность, отсутствие высоких интере­сов опошляют их существование. День похож на день, трудить­ся незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают меланхолией. Своей Родины и народа они, по су­ществу, не знают.

Онегин «хотел писать, но труд упорный ему был тошен...», в книгах он тоже не нашел ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие по­требности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепост­ных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян («.„ярем он барщины старинной оброком легким заме­нил...»), за что был осужден соседями, которые составили о нем мнение как о чудаке и опасном «вольнодумце». Печорина также многие не понимают. Для того чтобы глуб­же раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми.

Когда вышло в свет отдельное издание «Героя нашего вре­мени», то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистичес­кого романа не было. Белинский отмечал, что «Княжна Ме­ри» — одна из главных повестей в романе. В этой повести Пе­чорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы нахо­дим его искреннюю исповедь, в которой он раскрьшает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков.

Печорин — жертва своего тяжелого времени. Характер Пе­чорина сложен и противоречив. Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, — другой мыслит и судит его». В образе Печорина видны черты харак­тера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыс­лью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые ски­таются по земле без убеждений и гордости. «Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья», — говорит Печорин.
 
Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эго­изм — результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского об­щества, в котором вращался Печорин. Основная задача, кото­рую поставил перед собой Лермонтов, — это создание образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит про­блему сильной личности, столь непохожей на дворянское об­щество 30-х годов.

Белинский писал, что «Печорин — это Онегин нашего вре­мени». Роман «Герой нашего времени» — это горькое раздумье над «историей души человеческой», души, погубленной «блес- ком обманчивой столицы», ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин — страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: «Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца». То же са­мое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, кри­тик писал: «...в дорогах разница, а результат один». При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин, и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее «лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела».

Стремление найти свое место в жизни, понять «назначение великое» составляет основной смысл лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к му­чительному ответу на вопрос: «Зачем я жил?» На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова: «Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то — бессмертье он.„»
 
В лирике Лермонтова и разду­мьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди — это тощие плоды, до времени созревшие. Как пере­кликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовское «но судьбу я и мир презираю», поэтому в «Ге­рое нашего времени» мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображая судьбы своих героев, типич­ные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют про­тив действительности, которая вынуждает людей даром рас­трачивать силы.[/sms]
21 ноя 2007, 13:21
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.