Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Преступление и наказание Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)


Сочинение: Преступление и наказание Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение: Преступление и наказание Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В 30-х годов XIX века жил и писал Лермон­тов. В это время живет и его герой — Печорин. Многие счита­ют, что в творчестве Лермонтова много трагизма. Но истоки этого не только в его личной судьбе, трагизмом была наполнена окружающая действительность. Тридцатые годы — это годы реакции в России, время, когда все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь и на каторгу.

Лермонтов сам признается, что «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков всего поколения в целом. В предисловии к «Журналу Печорина» он пишет: «Хотя я пе­ременил все собственные имена, но те, о которых в нем гово­рится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оп­равдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли челове­ка, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». Это справедливо. Мы часто судим о человеке на основании его поступков, но по­ступки эти рассматриваем со своей точки зрения, не умея или не желая взглянуть на них с точки зрения того, кто их совер­шает. Не случайно Лермонтов поместил эти слова после «Бэ­лы» и «Максима Максимыча» — прочитав эти повести, мы бы­ли уже готовы судить Печорина, еще не понимая его.
[sms]
Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печо­рин — гвардейский офицер, судьба которого сложилась очень трагично. Из романа мы узнаем, что он был выслан из Петер­бурга за некую «историю» на Кавказ. По дороге с ним при­ключается еще несколько «историй», он лишается чина, потом снова отправляется на Кавказ, некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии, умирает. За это время он встреча­ется с многими людьми, на которых оказывает влияние. Печо­рин разрушил много судеб. Он принудил княжну Мери влю­биться в него, подчинил ее своей воле, а потом с присущей ему прямотой признался, что не любит и никогда не любил ее. Печорин толкает на преступление Азамата и Казбича, добива­ется любви горянки Бэлы, но потом охладевает к ней. Бэла погибает.

В Тамани Печорин вмешивается в жизнь «честных контра­бандистов», причем делает это совершенно бесцельно. Для него важно «найти ключ от тайны», а судьба этих людей ему безраз­лична.

Печорин очень обидел доброго штабс-капитана Максима Максимыча, который глубоко привязан к нему. Уезжая в Пер­сию, Печорин совсем забыл о своем старом товарище, и, когда на станцию прибегает бедный старик, он лишь холодно подает ему руку. Этот перечень можно продолжить: Вера, Грушниц-кий — такие же жертвы Печорина. Но и сам Печорин тоже жертва. Он ищет острых ощущений, приключений. Он обладает острым умом и сильной волей, которые ему помогают преодоле­вать препятствия. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин. Только для чего, ради чего? Женщины его интересуют мало, а жизнь его, в сущности, пуста и бессмысленна.

Печорин погубил Бэлу, погубил от нечего делать. Для него она, как и остальные люди, лишь средство развлечения. Ему нравится добиваться поставленной цели, но, добившись ее, он тут же теряет к ней всякий интерес. Вспомним, что говорил Максим Максимыч: «Долго бился с ней (Бэлой) Григорий Александрович, между тем учился по-татарски, и она начала понимать по-нашему». Печорину надо было не только на­учить Бэлу говорить по-русски. Чтобы завоевать ее располо­жение, следовало войти в ее мир, проявить к нему уважение. Печорин это прекрасно понимал, более того, он знал, как это сделать.

С появлением в жизни Печорина Бэлы у него появляется какая-то цель, возможность отвлечься от приступов тоски, ко­торая на него находит, а сопротивление девушки его раззадори­вает. Осознает ли он в этот момент весь трагизм ситуации? Нет, он не обманывает девушку, когда говорит ей: «Если ты снова будешь грустить, то я умру». Или обманывает неосознанно. Пе­чорин в этот момент верит, что Бэла и впрямь может составить его счастье.

Но любит ли Печорин Бэлу? Этого он и сам не знает. Печо­рин погубил девушку — в этом его «преступление», но наказан и он сам. Его беда и его трагедия в том, что он не умеет любить. Настоящая любовь — это и забота о человеке и тревога о нем, любящий человек живет тем, кого любит, думает о нем. А Пе­чорин не умеет думать о ком бы то ни было, он занят самим со­бой. Ему грустно, скучно, одиноко, ему захотелось любви друго­го человека — он добивается ее. Добивается, а потом бросает, как ребенок бросает ставшую неинтересной игрушку. Так по­ступают эгоисты, и Печорин тоже эгоист. Он не сострадает лю­дям. Совершив ошибку, продолжает жить по тем же принци­пам. И вот уже его жертвой оказывается княжна Мери. Исто­рия повторяется.

Поступая нечестно с другими, Печорин честен с самим со­бой. Он пытается разобраться в себе, не оправдывая своих по­ступков. А ведь такая беспощадность к себе — редкое свойство.

«Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на кото­рой никогда не женюсь?..» И сам же отвечает: «...есть необъят­ное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души... Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощаю­щую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и ра­дости других только в отношении к себе, как на пищу, поддер­живающую мои душевные силы».

Этой «ненасытной жадностью» Печорин страдает на протя­жении всего романа. Он непременно желает участвовать во всех событиях чужой жизни. Возможно, это было бы неплохой чертой характера, если бы такое вмешательство не доставляло другим страдания.

В мире существует кодекс морали, нравственности, уста­новленный человечеством, где осуждается жестокость. Но Пе­чорин не может, не умеет считаться с такими простыми исти­нами, он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольст­вия мучить других: «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха...» Печорин хочет быть лучше всех и могущественнее всех на свете. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить друго­го...» — в этих словах Печорина трагедия его жизни. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой. А если наоборот? Тогда человек сам же будет несчастен и оди­нок. Наказание одиночеством и непониманием других — тако­ва участь Печорина.

Одинок Печорин и в ночь перед дуэлью, «и не остается на земле ни одного существа, которое бы поняло его», если он бу­дет убит. Он сам делает вывод: «После этого стоит ли труда жить? — а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!»

Возможно, все же Печорин испытал любовь. Его чувства к Вере весьма неоднозначны. Но любовь ли это на самом деле? Ведь Печорин так любил добиваться своего любой ценой, что, возможно, это и притягивало его к Вере. Мы жалеем Печорина, когда он получает последнее письмо. Он «как безумный выско­чил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух» догонять ее. Печорин не догнал Веру: загнанная ло­шадь «грянулась о землю». Тогда Печорин упал на мокрую тра­ву и заплакал.
 
Вера — единственная женщина, которая любила Печорина таким, каков он есть. «Я бы тебя должна ненавидеть.. Ты ничего не дал мне, кроме страданий», — говорит она Печорину. Страдает и Печорин, хотя у него все подчинено трезвому рассудку: «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою го­рящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? — не все ли кончено между нами?..» Его холодный ум не знает жалости и к себе. Все — люди, вещи — все должно существовать ради его капризов и желаний. А он не умеет, не может найти в себе хоть капельку человеческого тепла, чтобы отплатить людям за их любовь и страдания. Нет ли наказания хуже?

Но Печорина породило время, эпоха, в которую он жил. Это еще одна причина его трагедии. Все недостатки, прису­щие характеру Печорина, присущи и всему современному ему обществу.[/sms]
21 ноя 2007, 11:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.