Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман


Сочинение: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман

Сочинение: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический романЛермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрела­ми на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, «Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах» — и прозе, добавим мы.
 
Роман «Герой нашего времени» появился в столичных книжных магазинах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ во второй раз (это было в 1840 году). Читатели отнеслись к этому произведе­нию неоднозначно. Высшие правительственные круги и литера­торы, близкие к ним, отозвались крайне негативно. Критики писали, что «Герой нашего времени» — плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает «в преувеличенном виде презренный характер» главного героя, Григория Александровича Печорина.
 
Также критики писали, что Лермонтов изобразил в романе самого себя. Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки критиков поставить знак равенства между автором и Печориным. Также он напи­сал, что «Герой нашего времени» — это портрет всего поколе­ния молодых людей того времени.

Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале «Отечественные записки», а потом издал целиком. Белинско­му очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а еди­ный роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части.
[sms]
Повести расположены так, что они постепенно «приближа­ют» Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Максимыча («Бэла»), затем он увиден глазами повествователя («Максим Максимыч»), наконец, в «Журнале» (дневнике) пред­лагается его «исповедь». События переданы не в хронологичес­кой последовательности, что тоже входит в художественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глу­биной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показыва­ет его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного психического склада. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев.

Повесть «Княжна Мери» можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к «Журналу Печорина» сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет «история ду­ши человеческой» В дневнике Печорина мы находим его ис­креннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки.
 
Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его по­ступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги прожитой жизни: «Зачем я жил? для какой цели я ро­дился?., быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные... Но я не угадал это­го назначения, я увлекся приманками страстей пустых и не­благородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как же­лезо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — луч­ший цвет жизни».

У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеивает ари­стократическое «водяное общество». К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих: он умен, храбр, энергичен, образован. Но он не способен на настоящую любовь или дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь. Печо­рин говорит, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям и, с другой стороны, мощ­ный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооцен­ке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной це­ли — все это свойственно Печорину.

В романе последовательно анализируются его представле­ния о любви, дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к «дикарке» («Бэла»), в любви романтичес­кой («Тамань»), в дружбе со сверстниками (Грушницким), в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех ситуациях он ока­зывался в роли разрушителя. И причина тому не в «порочнос­ти» Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества, которое обрекает людей на трагическое взаимное не­понимание. Автор не судит своего героя и тем более не разобла­чает, но анализирует. Судит себя сам Печорин.

Отмечая социальную направленность романа, Чернышев­ский писал: «Лермонтов... понимает и представляет своего Пе­чорина как пример того, какими становятся лучшие, сильней­шие, благороднейшие люди под влиянием общественной обста­новки их круга».

Лермонтов не ограничивается зарисовкой «водяного общест­ва», он расширяет представление о типичной для Печорина среде, показом офицерского общества в повести «Фаталист» и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, ли­цемерное — таким представляется дворянское общество в рас­сказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет («Я гово­рил правду — мне не верили», — рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувства­ми. В повести «Бэла» упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что «Байрон был больше ничего как пья­ница». Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежест­венности спесивой представительницы света.

Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни — за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возмож­ностями, светское общество их губит. Действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность.
 
Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невоз­можности для них найти применение своим силам в условиях 30-х годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в «гордом одиночестве». Уход от лю­дей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталки­вается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинско­го, «внутреннего человека», оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом-художником, «объективи­ровавшим современное общество и его представителей».[/sms]
21 ноя 2007, 11:44
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.