Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Сочинение: Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение: Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ Татьяны — один из самых пленительных и глубоких женских образов в историй русской литературы. Татьяна от­крывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она — духовный предшественник по­этичных, самобытных, самоотверженных «тургеневских женщин». А. С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте и, как мифический Пигмалион в Галатею, искренне влюбился в свою героиню:

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою.


Столь же искренне он сопереживает душевному беспокойст­ву, тревогам и разочарованиям своего любимого создания:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью...


Чем же привлекателен этот образ, не навязывает ли автор свое субъективное восторженное отношение к героине?

Поэт не идеализирует героиню, не рисует образ совершен­ной, классической красоты популярных романов:

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

[sms]
Больше внешность Татьяны в романе не описывается, но за­то очень подробно А. С. Пушкин воссоздает особенности ее ха­рактера, поведения:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.


С детства Татьяну отличали задумчивость, созерцатель­ность, серьезность, мечтательность, отрешенность от ребячес­ких игр и забав, увлекали ее завораживающей поэзией наив­ные и загадочные рассказы няни («...страшные рассказы зимою в темноте ночей- пленяли больше сердце ей»), романтические песни дворовых девушек, чудесные картины природы («Она любила на балконе предупреждать зари восход...»), сентимен­тальные романы иностранных писателей о любовных пережи­ваниях героев («Ей рано нравились романы; они ей заменяли все...»). Девушка живет в органической связи с миром природы и народным миром, то есть жизнью естественной и гармонич­ной, черпая душевную силу в стихии природы и народном творчестве.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.


В этих строках подчеркнута органическая общность русской души и среднерусской природы, неразрывная связь «мглы крещенских вечеров» с «преданиями простонародной старины» — короткие зимние дни и отсутствие крестьянской страды способ­ствовали общению в долгие темные вечера, гаданию, рассказы­ванию под звук прялки передающихся из поколения в поколе­ние загадочных историй, выражающих священный трепет пе­ред грозным и таинственным миром.

И вот эта одухотворенная, погруженная в свой внутренний мир, тонко чувствующая девушка (тип характера, который со­временные психологи называют «интровертом») встречает бле­стящего молодого человека, столь непохожего на окружающих ее людей, — образованного, загадочного, отрешенного от быто­вых хлопот, со следами высоких переживаний и разочарова­ний — и, разумеется, влюбляется без памяти со всей страстно­стью самососредоточенной натуры:

Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой...


Теперь все ее мысли, «и дни и ночи, и жаркий одинокий сон, все полно им...».

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем,
Пьет обольстительный обман!
...Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов...
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит».

Как точно и тонко передает поэт смятение неопытной души, и жар ее тайных помыслов, и надежду на взаимность, и смуще­ние, и стыд, и отчаяние! Только эта кристальной чистоты и бес­предельной честности, с убежденностью в святости традицион­ных народных представлений о девичьей чести и правилах приличия и в то же время жаждущая облагораживающих жизнь высоких чувств девушка могла написать столь искрен­нее, одновременно и сумбурное, и гармоничное, прекрасно вы­ражающее и глубину любви, и бездну противоречивых мыслей, чувств, сомнений письмо. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний, каждое слово кажется единст­венно верным выражением малейшего движения души, идет от сердца автора к сердцу читателя:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой...


Избранник Татьяны, высоко оценив «души доверчивой при­знанья», ее искренность и чистоту, не ответил ей взаимностью, и, «увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит».». Убийст­во Онегиным на дуэли по пустячному поводу жениха сестры, посещение покинутого хозяином дома возлюбленного, осмотр его библиотеки, хоть «и в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит», заставили Татьяну более критически, объек­тивно взглянуть на избранника своего сердца.

Она мучительно ищет ответа на вопрос: что же такое Евгений Онегин? — и ее нелицеприятные предположения свидетельству­ют о духовном становлении, взрослости девушки, гармонии ду­ши и разума. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пас­сивно, безвольно повторяет жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг.

Став блестящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего «притворным хладом вооружать и речь и взор.-». Онегин пишет ей письмо, не уступающее по накалу чувств и кричащей искренности письму Татьяны к нему. Молодая женщина глубоко тронута, хоть и упрекает Онегина в неестественности, несвоевременнос­ти его чувства. С горечью и умилением вспоминает она свою первую любовь как самое светлое и значительное, что у нее было в жизни:

А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена. Татьяна столь же искренне, как в юности, признается Оне­гину в любви, но столь же неискренне, как и искренне, отверга­ет его любовь:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.


Что же мешает героине, пробудившей наконец ответное чувство у своего возлюбленного, обрести счастье, исполнить заветную мечту, осуществить то, к чему стремится ее сердце?

Конечно же, не боязнь обывательского осуждения света — ведь Татьяна признается, что готова отдать «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад» за уединенную жизнь в глуши, где когда-то встретила большую любовь. Татьяна жи­вет не только сердцем, но и душою и не может предать челове­ка, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека.

Этот исход продиктован верой героини в святость устоев на­родной морали, освященной веками, которую она чтила с детст­ва. Поступок Татьяны выражает и взгляд поэта на призвание, идеал настоящей русской женщины — самоотверженной, пре­данной, верной.[/sms]
20 ноя 2007, 16:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.