Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Пейзажная лирика А. С. Пушкина


Сочинение: Пейзажная лирика А. С. Пушкина

Сочинение: Пейзажная лирика А. С. ПушкинаВеликого русского поэта русская природа, родной пейзаж вдохновили на создание многих прекрасных произведений. В их числе стихотворения — шедевры пейзажной лирики — «Дерев­ня» и «...Вновь я посетил...». В них описан сходный пейзаж, и в обоих стихотворениях этот пейзаж сопровождает размыш­ления лирического героя.
 
Стихотворение «Деревня» изобилует яркими эпитетами (пус­тынный, невидимый, лазурный, свободный). Сравним их с много­численными эпитетами из «...Вновь я посетил...» (лесистый, неза­метный, убогий, изрытый, угрюмый). Метафоры в стихотворении «Деревня» также показательны и соответствуют идее всего произ­ведения: «идейные оковы», «оракулы веков», «нивы тощие», «девы юные цветут».
 
Метафоры во «...Вновь я посетил...» менее пафосны, но более философичны: «зеленая семья», «племя младое, незнако­мое», «минувшее меня объемлет живо». Художественные средст­ва, использованные при написании «Деревни», более затерты, они тяготеют еще к классицистической традиции. Изобразительные средства во «...Вновь я посетил...» свежи, они уже являются как бы порождением авторского метода А. С. Пушкина.
[sms]
Сравним: «Где парус рыбаря белеет иногда» — «Плывет ры­бак и тянет за собой убогий невод»; «Озер лазурные равни­ны» — «Я сиживал недвижно и глядел на озеро...»; «Мельницы крылаты» — «Скривилась мельница, насилу крылья ворочая при ветре».
 
Уже по варьированию одних и тех же образов, возникающих в разных стихотворениях, видно, как изменилось представле­ние автора о мире.
 
В «Деревне» много восклицаний, обращений, риторических вопросов («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «Взойдет ли наконец прекрасная заря?»). Обилие этих синтаксических обо­ротов приближает стихотворение скорее к образцам ораторско­го искусства. В нем слышны отголоски стихотворных виршей конца XVIII века. Недаром во второй части стихотворения зву­чит отчетливо обличительный пафос.

Стихотворение 1835 года представляет собой философское размышление. Здесь лишь одно восклицание, но оно не служит для создания в стихотворении особого построения. В стихотворении «...Вновь я посетил...» границы фразы час­то не совпадают с границей стиха. Дробя строку, А. С. Пушкин одновременно сохраняет целостность мысли. Таким образом, стихотворная речь здесь максимально приближена к прозаи­ческой. Стихотворение нельзя прочитать без особой расста­новки пауз:

Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

При сравнении ритмики обнаруживается, что в стихотво­рении 1835 года гораздо больше пиррихиев. В сочетании с бе­лым стихом они еще более приближают ритм стихотворения к прозе.

В стихотворении «Деревня» фраза практически всегда сов­падает с границей стиха, инверсии почти отсутствуют. Мысли поэта четки, они следуют друг за другом в строгом порядке. Вот почему «Деревня» — это, скорее, речь оратора, а не фило­софское размышление. Вполне элегический пейзаж рождает у лирического героя размышления на общественные темы.

Так на разных этапах своего творчества, но с неизменным мастерством Пушкин создавал стихотворения, объединяющие пейзажные зарисовки и общественную, философскую или лю­бовную тему, что сделало пейзажную лирику качественно но­вым явлением в русской литературе.[/sms]
20 ноя 2007, 10:59
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.