Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Сочинение: Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»В конце зимы 1824 года по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пье­сы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была ари­стократическая Москва.
 
Москва просвещенная и вольномысля­щая воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому. Комедия «Горе от ума» — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были неве­роятно актуальными, но и потому, что комедия отличается уди­вительной реалистичностью.

Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает близкие автору мысли, а вся Москва, все люди, населяющие ее. Вначале образ столицы складывает­ся из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом ак­тах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гос­тях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. «На всех московских есть особый от­печаток», — говорит хозяин дома, умеющий давать людям мет­кие характеристики.
[sms]
Действительно, москвичи не похожи на жителей других го­родов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания от­дельных людей, которые обозначают для читателя общие чер­ты принадлежности к «московским». Чацкий и Фамусов гово­рят о них по-разному, ведь Фамусов — «старинный, верный член» Английского клуба, который «весь свой век пропрыгал на балах».

А тон Чацкого становится все более и более суровым. Следу­ющий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи». Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся на­брать детям «учителей полки, числом поболее, ценою подешев­ле». Москвичи видят спасение в немцах и французах, а резуль­тат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое «смешение языков: французского с ниже­городским».

Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах выска­зывает Фамусов. Мы видим почтённых московских бар, кото­рых молодежь должна считать образцом для подражания.

Чацкий восклицает: «Нет, свет уж нынче не таков», — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказыва­ет обратное.
 
В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, те­ма огромной власти московских дам. Еще Фамусов отмечает:
 
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей...
 
Платон Михайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством, помыка­ют старым князем. Один из самых колоритных образов — ста­рая московская барыня Хлестова. Мнения таких барынь боль­ше всего боится Фамусов. Недаром последними словами коме­дии является его реплика:
 
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
 
Да, женская власть в Москве сильна. Но Москва уже не мо­жет прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих ус­лужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить всякое святое дело.
 
И наконец, главные герои. Софья — типич­ная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реа­лиях жизни, а на французских романах. Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать сле­пым исполнителем воли начальства. Но его образ не только ко­мичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере:
 
Довольно счастлив я в товарищах моих.
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
 
Фамусов — наиболее полное олицетворение «века минувше­го». Убежденный сторонник старых порядков, он уже достиг «степеней известных» и заботится разве лишь о том, чтобы вы­дать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, что­бы не забыть зайти «на форели», потому что, как он сам при­знается:

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
 
Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чац­кий, — это отрицательное отношение к засилью в русской дво­рянской среде заграничной моды и вкусов. Чацкий на три важ­нейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, «в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков», ко­торую он увидел в Москве.

Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии «Горе от ума» москви­чи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.[/sms]
20 ноя 2007, 09:07
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.