Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Сочинение: Конфликт новых идей и пережитков времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Сочинение: Конфликт новых идей и пережитков времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: Конфликт новых идей и пережитков времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»В образе Чацкого воплощены черты «нового» человека, кото­рый в фамусовском обществе чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его первые реплики встречают резкий отпор Фаму­сова, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, рав­нодушное отношение с ее стороны.

По Чацкому, «век минувший» характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством: ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!». «Век нынешний» осуждает покорность и раболепство. В это Чацкий пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы, он поймет, что «Молчалины блаженствуют на свете», что «прошедшего житья подлейшие черты» пустили глубокие корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынешним» Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х — начала 20-х годов XIX века.

Страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фа­мусова: «Он вольность хочет проповедать!».
[sms]
Примечателен монолог Чацкого «А судьи кто?». Чацкий пылко обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувст­вует себя человеком «нынешнего века». В своем монологе Чац­кий выступает от имени нового поколения:
 
Где, укажите нам, отечества отцы...
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
 
Кто это — «мы»? Кого здесь имел в виду Чацкий?

«Судьям», которые непримиримы к «свободной жизни», он противопостав­ляет молодое поколение, идущее другими путями.

Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и об­разование, гражданский долг и службу, национальную культу­ру, в понимании смысла и цели жизни Чацкий противостоит об­ществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот основ­ное орудие борьбы этого общества с такими, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
 
Од­нако бегство героя нельзя воспринять как его поражение. Чац­кие наносят страшный удар Фамусовым и Молчал иным. Спо­койное и беспечное существование фамусовского общества кон­чилось. Его осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Благородному Чацкому в комедии Грибоедова противопос­тавлен образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного москов­ского дворянина, то Молчалин — человек более низкого проис­хождения. Он из милости «пригрет» Фамусовым, хотя, безус­ловно, нужен ему. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооцени­вал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случай­но Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда де­ло касается его личной выгоды».

Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый иг­рок, который ради своего благополучия продаст что и кого угод­но. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использо­вать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нуж­на Молчалину, так как она может «словечко замолвить».

Фамусовым и Молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий же страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого бе­зумным. Молчалин разоблачен, но он «мастер услужить» и лег­ко найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выраже­нию Герцена, «идет прямым путем на каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.[/sms]
20 ноя 2007, 08:59
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.