Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение: Время: его герой и антигерой (Чацкий и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Сочинение: Время: его герой и антигерой (Чацкий и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение: Время: его герой и антигерой (Чацкий и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из самых за­мечательных произведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале рабо­ты над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 год. Документально известно лишь время, когда ра­бота над произведением была закончена: 1824 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателя ин­тересует эпоха создания произведения, историческая ситуация в стране.
 
Комедия создавалась в те времена, когда молодые лю­ди, вроде Чацкого, несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах этого героя, во всех его поступках вы­разилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни. Свобода личности — вот ос­новной мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех лю­дей, которые стремились освободиться от обветшалых представ­лений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.
[sms]
Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынеш­нем», об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот «'новый человек», который несет в себе «дух времени», идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники:

например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его сподвижники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви». Стремление Чацкого — служить отече­ству, делу, а не лицам. Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет ге­рою лишь намекнуть на важнейшие идеи.

В образе Чацкого воплощены типичные черты декабриста эпохи 1816—1818 годов. В это время российский гражданин пе­редовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии. Прежде всего он желал исполнить свой долг перед Отечеством, хотел честно, служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии собы­тий, Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софией и отпра­вился в Петербург. Поэтому и оборвалась блестяще начатая ка­рьера: «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
 
Но госу­дарство, оказывается, не нуждается в самоотверженном служении, оно требует прислуживания. В тоталитарном госу­дарстве вопрос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгод­ной женитьбы. Их идеал «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибоедов, верный жизненной правде, показал несовместимость молодого передо­вого человека с этим обществом. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца, ак­тивно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скало­зуба, светскую толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» пу­тешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно про­должало жить, и его волновали лишь заботы и радости мирной жизни, оно вырабатывало в себе «сопротивляемость» тем зрею­щим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывают себе дорогу молчалины. Чацкий не способен отнестись к Мол-чалину и его «талантам» всерьез. А между тем это «жалчай­шее» созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чац­кого Молчалин занял его место в сердце Софии, именно он — счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная бес принципность — вот определяющие качества этого героя, сде­лавшие его антигероем комедии, главным противником Чацко­го. Брошенные им слова («Молчалины блаженствуют на свете») оказались пророчеством.

Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

Интересно привести сравнение Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний? Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орде­нов получить, не более того. Скалозуб тоже на многое не пре­тендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Туго-уховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое...

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безрод­ный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомст­венное дворянство, стал возлюбленным Софии. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...

Надо полагать, что Молчалин не остановится на достигну­том. Расчетливо и холодно он набирает силу и не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспроверга­теля основ!

Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравст­венностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать. Именно молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после вос­стания декабристов) идеалами общества. На них будет опи­раться новая власть, потому что они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» -г «умеренность и аккуратность». Молчалин — человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государст­венном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допу­стить разлада этого механизма, тем более его разрушения. По­этому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Со­фии о сумасшествии Чацкого.

Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объ­явлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий-су­масшедший обществу не страшен. Обществу удобно объяснить все разоблачающие доводы Чацкого его безумием. Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных измерениях. Высший свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков:

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.


«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это: поражение или прозрение? Конец у это­го произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказав­ший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой си­лы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством си­лы свежей».

После скандала в доме Фамусовых Чацкий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким обра­зом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий остался морально выше. Дальнейшие скитания Чацкого не изображены в комедии, но, похоже, его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году.

Интересно, что спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы XIX века, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь вы­вел Молчалина на сцену в очерке «Господа Молчаливы». Соци­ально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся «степеней известных». Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин («Возвысил­ся, унижаясь», — писал о нем К. Полевой).

Грибоедову, может быть впервые в русской литературе, удалось создать действительно реалистический образ положи­тельного героя, героя своего времени. И трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было таких людей, как А. А. Чацкий. Ведь именно Чацкий стремился к луч­шему и верил, что этого лучшего можно достигнуть, лишь вы­ступая против устаревших, закостенелых принципов, установ­ленных в обществе.[/sms]
19 ноя 2007, 16:40
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.