Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение: «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение: «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)Единственный персонаж, задуманный и исполненный в ко­медии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Пав­ловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глу­пая предпочитает дурака умному человеку...» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: «Софья начертана неясно». И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые оце­нил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой дра­мы, а не социальной комедии. Она, так же как и Чацкий, натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спек­таклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее по­делен надвое: Молчалин и все остальные.
[sms]
Когда рядом нет из­бранника — все мысли только о скорой встрече. В Софье во­плотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее не­радостна и несвободна. Девушка прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку — Чацкому.

Софья настолько влюблена и одновременно удручена необ­ходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изме­няет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?» Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределен­ности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, ти­хого и безропотного (таким предстает Молчалин из ее слов). Со­фья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически:

«Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она по­ступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов пьесы.

Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную ге­роиню — Марью Болконскую из «Войны и мира». Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бед­ная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марье Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю па­губность того образования, которое получали девушки-дворян­ки его эпохи. В «Горе от ума» есть исчерпывающее определе­ние такого образования:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.

Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике от­веты на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были «серыми» и необразованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет ду­мать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.

С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью друг дру­гу. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя герои­ней романа. Плохо другое — она не видит различия между ро­мантическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь «от­бывает повинность».

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой ста­рости. От княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить кото­рый стремится любая барышня — и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих — и так до того момента, когда «с бала да в могилу». И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал!

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа». Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная, она гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

...будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже эта «кривизна души», доставившая Софье такое страда­ние, пугает ее меньше, чем дерзость — определяющее качество Чацкого. Вся жизнь света построена на криводушии. А вот дерзо­сти свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья про­должает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.

Софья, безусловно, натура неординарная — страстная, глу­бокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистине драма­тичен образ главной героини «Горя от ума».

И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» сравнил Софью с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оце­нил в ней все достоинства характера реалистического. Две ха­рактеристики заслуживают особого внимания: «Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все_.» «Это — смесь хороших ин­стинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравствен­ная слепота — все это не имеет в ней характера личных поро­ков, а является как общие черты ее круга».[/sms]
19 ноя 2007, 16:32
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.