Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение: Чацкий—передовой человек своего времени (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)


Сочинение: Чацкий—передовой человек своего времени (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение: Чацкий—передовой человек своего времени (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)Комедия «Горе от ума» не только дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, но воспроизводит и из­вечную борьбу старого и нового, которая с большой силой раз­вернулась в это время по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостни­ками, оплотом старины.
 
Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Анд­реевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точ­нее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, поли­тические общества. Чацкий — это типичный образ «нового» че­ловека, положительного героя, декабриста по взглядам, общест­венному поведению, нравственным убеждениям, по всему скла­ду ума и души.
 
Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским об­ществом было неизбежно. Этот конфликт принимает постепен­но все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его настроенность против существующих устоев общества ста­новятся все более резкой.
[sms]
Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-де­кабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В моно­логе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, ко­торые являются столпами дворянского общества. Он резко вы­сказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».
 
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
 
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, «лицам», а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно по­тому, что желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — го­ворит он. Чацкий защищает право служить просвещению, на­уке, литературе:
 
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!..

Под этими «молодыми людьми» разумеются такие, как Чац­кий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Туго-уховской — «химик и ботаник».

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения евро­пейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребыва­ния на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подра-жанья» иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованность, ду­ховные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение све­та, страшнее всего — «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, при­знает за каждым человеком право иметь свои убеждения и от­крыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».

Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в пост­роении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого лите­ратурного героя — это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом речь Чацкого все больше ок­рашивается негодованием, едкой иронией.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направ­ления. И. А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, ко­нечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а бы­ла бы, пожалуй, картина нравов».
 
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе но­вую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на чело- веческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.[/sms]
19 ноя 2007, 16:26
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.