Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 18 века » Сочинение: О языке действующих лиц комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сочинение: О языке действующих лиц комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сочинение: О языке действующих лиц комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Д. И. Фонвизин — блистательный мастер языка. Он велико­лепно чувствует слово. В комедии «Недоросль» автор создал беспримерную по сочности, свежести и смелости образную речь, проникнутую «иронией и веселостью». Метко и образно даны имена героям, которые говорят сами за себя: Скотинин, Простаков, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин, Правдин, Стародум, Милон.
 
Благородную и умную девушку Фонвизин назвал «Софьей», что в переводе с греческого означает «мудрость». Имя недоросля — маменькиного сынка — «Митрофан» толку­ется как «похожий на мать». Благодаря этому персонажи пьесы ожили, приобрели индивидуальность, образность и социальную значимость.

Речь героев комедии отражает не только их общественное положение, но и характеризует их личности. Например, речь недоучившегося семинариста Кутейкина построена на церков­нославянской лексике и фразеологии. Оказывая хозяйке честь и поклонение, Кутейкин приветствует ее словами: «Дому вла­дыке мир и многая лета с чады и домочадцы». В его речи при­сутствуют словосочетания: тьма кромешная, притча во языцех, горе мне грешному, здешняя епархия, взалках, зван был и приидох, Богу изволишу.
[sms]
Речевая характеристика учителя Цыфиркина основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподает «арих-метику». Отсюда и постоянные подсчеты: «Смекнем же за сто­лом, что тебе доходу в круглый год». Его речь усыпана военны­ми терминами и соответствующими фразеологическими оборо­тами. Цыфиркин приветствует хозяйку словами: «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчетные годы». Реплики этих двух героев Фон­визин ставит рядом, усиливая комизм положения контрастом выражений: «Раскрою тебе рожу на-пятеро» и «Зубы грешника сокрушу» или «Один десятерых уберу!» и «Во утрие избию вся грешныя земли!».

Интересно и смешно звучат в пьесе реплики учителя-немца с выразительной фамилией Вральман. Русская речь с трудом узнается из-за немецкого произношения и немецких же конст­рукций предложений. Бывший кучер и неуч пытается скрыть факты своей биографии, постоянно срывая свои занятия с Мит-рофаном и не позволяя заниматься с ним Цыфиркину и Кутей-кину. Будто бы заботясь о здоровье, Митрофана, он ругает кол­лег: «Тай фолю этим треклятым слатеям. Ис такой калафы долго ль палфан? Уш диспозисион, уш фее есть».

Речь отрицательных героев (Простаковых, Скотинина, Мит­рофанушки) и подневольных людей (Еремеевны, Тришки, слуг) состоит из простых, часто неполных и нераспространенных предложений. Тришка оправдывается за плохо сшитый кафтан: «Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего». Ереме-евна готова самоотверженно защищать Митрофанушку от лю­бого посягательства на его жизнь и здоровье. Она готова даже наброситься на брата хозяйки, понимая его незначительность: «Вот что б Бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала».

Весь лексический состав речи Тараса Скотинина, который с сестрой «одного помету», характеризует его «скотский харак­тер». Он признается Простаковой в любви к свиньям: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Он по-своему выражает заботу о Софье: «Друг ты мой сердешный! Коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особый, то жене най­ду светелку!» Скотинин клянется отбить у Митрофана невесту со словами: «Ну, будь я свиной сын, если не буду ее мужем или Митрофан уродом».

Речь госпожи Простаковой обнаруживает двуличный харак­тер человека грубого, несдержанного, самодура, который может при надобности обращаться к человеку с лаской и подобострас­тием. Грубая речь Простаковой изобилует словами: мошенник, вор, воровская харя, скот, бестия, старая ведьма. Преданную Еремеевну она ни за что ни про что обзывает «собачьей доче­рью» и ругает: «Разве у меня в доме, кроме твоей скверной ха­ри, и служанок нет?» Подобострастие и раболепие Простаковой по отношению к Стародуму и ревнителю закона Правдину вы­ражаются в словах: батюшка, гость наш бесценный, второй наш родитель. Безрассудно и слепо любя сына, Простакова исполь­зует в обращении к нему ласковые слова и выражения: Митро­фанушка, друг мой сердечный; мое утешение; надежда.

Речь положительных героев (Стародума, Правдина, Милона, Софьи) насыщена книжной лексикой: имею повеление, уведо- мил, страждущее человечество, благосостояние обитателей, мое к вам душевное почтение, сердце кипит негодованием. Она сви­детельствует об их образованности и высокой нравственности. Правдин читает письмо к Софье лишь с ее позволения: «Изви­ните меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они писаны». Стародум демонстрирует независимость в решении отказаться от службы при дворе: «Я отошел от дво­ра без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой не­поврежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».
 
В языке по­ложительных героев Фонвизин использует конструкции слож­ных предложений с несколькими придаточными. Объясняя свою миссию в поместье Милону, Правдин говорит: «Имею по­веление объехать здешний округ; а притом, из собственного по­двига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных не­вежд, которые, имея над людьми своими полную власть, упо­требляют ее во зло бесчеловечно».

Комедия «Недоросль» свидетельствует о писательском та­ланте Фонвизина, который в полной мере проявился в ярком языке. С именем Д. И. Фонвизина русский поэт-лирик К. Н. Ба­тюшков связал «образование прозы» в русской литературе.[/sms]
19 ноя 2007, 15:24
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.