Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Сочинение: Осуждение рабства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


Сочинение: Осуждение рабства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сочинение: Осуждение рабства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»В «Недоросле» Д. И. Фонвизин показывает катастрофическое разложение общества под влиянием рабовладения. Автор уста­ми Правдина и Стародума говорит, что времена изменились, что «надобно воспитываться», мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать; что дворянину бесчестно ничего не делать, «когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Всеобщее разложение затронуло не только крепостных, но даже власть имущих.
 
Стародум и Правдин считают беззаконным угнетать рабством себе подоб­ных. Государи должны владеть «свободными душами» людей и испытывать от этого «удовольствие» и «наслаждение».

Большое значение Фонвизин придает описанию униженного положения крепостных, которые Простаковой разорены вконец. Она признает, что «все, что у крестьян было, мы отобрали, ни­чего уже содрать не можем. Такая беда!». Рабство превратило крестьян в холопов, начисто убив в них все человеческие чер­ты, все достоинство личности. С особой силой проступает это обесчеловечивание в дворовых — «воровской харе» Тришке, «старой хрычовке» Еремеевне.
[sms]
Фонвизин создал образ огромной художественной силы — рабы Еремеевны. Старая женщина, нянька Митрофана, безро­потно терпит оскорбления и пощечины. За преданность и вер­ность она получает от хозяев «по пяти рублей на год, да по пя­ти пощечин в день». Учителя Цыфиркин и Кутейкин не зави­дуют житью здешних «челядинцев». Кутейкин говорит: «Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная». Еремеевна и есть тем­ная, забитая женщина, давно утратившая человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хры­човка», «собачья дочь», «каналья».
 
Нужно заметить, что Ереме­евна не лишена хитрости. Она быстро смекнула, что в доме ме­няется власть, и уже не боится Простаковой, не уважает попав­ших в опалу учителей. С подобострастием служит она новому своему хозяину — опекуну Правдину. По его приказу Еремеев­на приводит учителей со словами: «Вот тебе и вся наша сво­лочь, мой батюшка».

Жалко выглядят в пьесе эти учителя. Им не доплачивают за учебу нерадивого Митрофанушки, плохо кормят. Цыфиркин с умыслом задал ему задачу на тему увеличения своего жало­ванья. Присутствующая при этом Простакова запретила сыну решать эту бессмысленную задачу: «Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не вижу за что». С учителя­ми и не думали рассчитываться. Кутейкин пытался требовать расчета, но выяснилось, что Митрофан ничему не научился у него, поэтому тот еще остался должен хозяйке. Кутейкин только осрамился и едва унес ноги. Цыфиркин проявил чест­ность, отказавшись от жалованья: «Не возьму ничего. Он ниче­го не перенял». Милон и Стародум наградили его деньгами со словами: «За то, что ты не походишь на Кутейкина».

Подлым обманщиком оказался самый дорогой из учителей Митрофана — учитель французского и «всех наук» немец Вральман. Бьшший кучер Стародума не учит Митрофана ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим. Он оправдывает свою педагогику слова­ми: «Сынок, какоф ест, да тал Бог старофье... А фить калоушка-то у нефо караздо слапе прюха; напить ее лишне да и захрани поже!» Вральман — единственный человек и доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее ува­жением: «Как тебе не знать большого свету, Адам Адамыч? Я чай, и в одном Петербурге ты всего нагляделся».

Унизительным положением свободных учителей Фонвизин иллюстрирует рабскую психологию, которая пропитала все слои русского общества. Поэтому учителя терпят унижение ра­ди барыша, хотя не являются крепостными людьми и в любой момент могут уйти от своего работодателя.

Закономерно, что рабство развращает, растлевает и самих помещиков: зритель видит, как русские помещики превращают­ся в скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, становятся жестокими палачами окружающих людей, тиранами и паразитами. Они грубы в обращении с крепостными и в обще­нии между собой. Скотинин намерен отстаивать свои права на Софью даже ценой жизни и здоровья племянника: «Ну, будь я свиной сын, если не буду ее мужем или Митрофан уродом».
 
Его сестра из «одного помета» готова разорвать брата за то, что он стоит на ее пути и пытается угрожать сыну: «За сына вступ­люсь. Не спущу отцу родному». Она ругает Еремеевну за слиш­ком мягкое обращение с барином и своим братом Скотининым: «Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не вцепилась братцу в ха­рю, а ты не раздернула ему рыла по уши...».

Достойный сын своей матери, Митрофан с детства впитал материнскую жизненную науку. Он научился подхалимничать, лицемерить. В его словах звучит неуважение к родителям. Он рассказывает матери о своем плохом сне: «Ночь всю така дрянь в глаза лезла». Мать спрашивает: «Какая ж дрянь, Митрофа­нушка?» И тот без малейшего стеснения отвечает: «Да то ты, матушка, то батюшка». Митрофан целыми днями лоботрясни­чает, гоняет голубей и уж давно имеет охоту жениться. Его бе­залаберность сочетается с жестокостью. Он всегда готов «при­ниматься за людей» и не имеет ни капли жалости к любящей его матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...».

Финал пьесы подтверждает моральную правоту Правдина, говорящего о необходимости борьбы со скотиниными и проста- ковыми, которые относятся к свои крепостным (да и друг к другу) по-скотски. В комедии «Недоросль» Фонвизин пока­зывает «злонравия достойные плоды» — пагубные следствия рабовладения.[/sms]
19 ноя 2007, 15:19
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.