Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 18 века » Сочинение: Образ Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сочинение: Образ Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сочинение: Образ Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Госпожа Простакова — самый яркий, живой и наиболее удавшийся Фонвизину образ в комедии «Недоросль». Автору удалось соединить в нем жесткость, подлость и деспотизм с трусостью и пресмыкательством (когда надо), материнской са­моотверженностью. Рабская сущность Простаковой выражает­ся в жестокости к подчиненным и зависимым и в унижении пе­ред власть имущими и знатными людьми.

Простакова — провинциальная помещица. Ее отец пятнад­цать лет служил воеводой, «не умел грамоте, а умел достаточен нажить и сохранить», был взяточником, казнокрадом, крайне скупым человеком: «лежа на сундуке с деньгами, умер, так ска­зать, с голоду». Фамилия ее матери — Приплодина — говорит сама за себя.

Образ Простаковой-крепостницы типичен для того времени. Крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, па­разитическое существование за счет их труда, невежество и бездуховность — вот почва, на которой вырастили и «вскор­мили» Простакову и ей подобных. Некогда печально прослави­лась Дарья Салтычиха (Салтыкова Дарья Николаевна) (1730— 1801). Эта жестокая помещица была приговорена к смертной казни за то, что замучила более 100 крепостных. Каким-то об­разом она добилась смягчения наказания и провела остаток жизни в монастырской тюрьме. Положение дворовых Проста­ковой тоже ужасно. Эта «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома», по всякому поводу и без по­вода, из самодурства, беспощадно наказывает слуг.
[sms]
Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверен­ная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». На­хальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает му­жа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, по­ка та не становится богатой наследницей.

Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Мит­рофанушка, счастье которого она видит в богатстве и празднос­ти. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щеня­там. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попус­тительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и парази­та. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учи­телей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступ­ке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родствен­ницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообще­ние о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на бо­гатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше женить­ся, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее по­ступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.

Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по-дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будуще­го тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средства­ми для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офи­цер Милон с обнаженной шпагой.

Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и дес­потической власти, бросается на колени перед блюстителем по­рядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я надела­ла!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»

Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический про­лог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».

«Мастерица толковать указы» поняла царский указ о воль­ности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззако­ния» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «...в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы ко­медия бессмыслиц».

Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит ма­тери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В ре­зультате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»[/sms]
19 ноя 2007, 13:36
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.