Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение: Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака


Сочинение: Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака

Сочинение: Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. ПастернакаС начала своего творческого пути Б. Пастернак был привержен­цем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложно­сти то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неис­товый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств.

Сестра моя —жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех, ,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.

Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество ранне­го Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии.

Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те ее мгно­вения, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобио­графии «Люди и положения», он написал: «...моей постоянной меч­той было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину... Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал».
[sms]
Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо так как эта действительность и язык, предназначенный для ее опи­сания, —явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака.

Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира.

В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного цело­го, включающего все богатство и разнообразие человеческой жиз­ни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приоб­ретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»: «Как были те выходы в степь хороши! Безбрежная степь, как марина. Вздыхает ковыль, шуршат мураши, и плавает плач комариный... Не стог ли в тумане? Кто поймет! Не нашли омет? Доходим. — Он. — Нашли! Он самый и есть. — Омет. Туман и степь с четырех сторон». И далее: «...И через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья». В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы.

Природа, мир, тайник вселенной.
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою!


Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконич­ными и стройными, в них ощущаются сила и яркость.

В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся само­отверженность, самоотдача.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.


В стихотворении «Свадьба» он пишет:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.


Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувств&к народу Пастернак назвал обожанием.

Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.


Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветле­ние не значит успокоение. В1 нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, проти­воречия и трагедии жизни.

Во всем мне хочется
дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал громад­ную ответственность писателя за точную передачу смысла изобра­жаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действи­тельности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитыва­лось впрямую, то позже, в последних циклах стихов он добил­ся максимальной отчетливости, проясненности своих принципов.

Убеждение в том, что «поэзия сохраняет в себе личность худож­ника в том случае, если он верно определяет и выражает своим твор­чеством «безвременное значение»», Пастернак пронес от самых ранних произведений до стихов книги «Когда разгуляется» и рома­на «Доктор Живаго».[/sms]
13 ноя 2007, 10:49
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.