Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: «Неклассическая» картина утопического мира в повести А. П. Платонова «Котлован»


Сочинение: «Неклассическая» картина утопического мира в повести А. П. Платонова «Котлован»

Сочинение: «Неклассическая» картина утопического мира в повести А. П. Платонова «Котлован»Создавая совершенно «неклассическую» картину утопического мира в повести «Котлован», Платонов ориентировался на класси­ческие темы и мотивы, которые помогли ему еще ярче изобразить абсурдную реальность.

Главный герой повести Вощев — это человек, умеющий думать и критически оценивать то, что происходит с ним и вокруг него. Его глазами мы наблюдаем за событиями, в центре которых — ры­тье котлована для будущего «Дома счастья» пролетариев, видим, как изменяется сознание людей под влиянием жесткой корректу­ры сурового времени. И понимаем, что новая реальность не только во многом нелепа, но и очень страшна, трагична.

Способность размышлять причиняет Вощеву определенные неудобства: в начале повести он предстает перед нами человеком, сокращенным «вследствие роста слабосильности в нем и задумчи­вости среди общего темпа труда». Но Вощева продолжают волно­вать вечные философские вопросы о месте человека, об устройстве мира, о счастье, которые не давали покоя многим его предшествен­никам из классической литературы. «По вечерам Вощев лежал с открытыми глазами и тосковал о будущем, когда все станем обще­известным и помещенным в скупое чувство счастья».
[sms]
Поиски ответов на вопросы, поиски правды толкают Вощева на странствия. Так в повести появляется распространенный в русской литературе мотив дороги как пути исканий, беспокойства челове­ка', попытки достигнуть истины. Безвестная дорога привела глав­ного героя повести, сокращенного с завода и потому очутившегося «в пространстве», к котловану общепролетарского дома. В этом мне видится какая-то высшая предопределенность, потому что от активной воли человека здесь ничего не зависело — его вела дорога.
 
Когда Вощев, находясь в пути и потеряв ориентиры, спросил у шос­сейного надзирателя, далеко ли до какого-нибудь города, он полу­чил достаточно философский ответ: «Близко... если не будешь сто­ять, то дорога доведет». Да, дорогу осилит только идущий и лишь ищущий сможет получить ответы на беспокоящие его вопросы. Поэтому мне кажется правильным трактовать образ пути во многих литературных произведениях не столько каклинию, соединяющую две или больше ключевых точек, сколько как процесс движения, искания, неуспокоенности.

Тема дома тоже является сквозной в традиционной русской и за­рубежной литературе. Под домом мы обычно понимаем воплоще­ние уюта, мира, гармонии, родовой очаг. Это и внутренний мир чело­века, оторвавшегося от корней или пустившегося в путешествие. В «Котловане» Платонова все переиначено. Общепролетарский дом бу­дущего счастья — это грандиозный мираж, который никогда не бу­дет реализован. Непонимающие, часто — отчаявшиеся люди, живущие в настоящем: в нищете, голоде, холоде, использующие гробы, как место для спанья и игр детей — никогда не смогут построить счаст­ливое будущее. Поэтому рытье котлована бесконечно. Эта гигантская яма превращается в братскую могилу для строителей дома, в том числе — и в детскую могилу, а значит — могилу надежд.

«Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»

Таким образом, мы видим, что, используя темы и мотивы рус­ской классической литературы, Платонов смог полнее отобразить в повести свои мысли и донести до читателя глубокий замысел про­изведения.[/sms]
13 ноя 2007, 10:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.