Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Размышления над прозой А. П. Платонова


Сочинение: Размышления над прозой А. П. Платонова

Сочинение: Размышления над прозой А. П. ПлатоноваСудьба произведений А. П. Платонова удивительна: со време­нем их актуальность не уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом счастье «столь нужном, столь достоверном, как неизбежность...» Все необычно и не похоже ни на что в мире писателя А. Платонова. Голос писателя как бы слегка приглушенный, печальный. Кажется, что это тихий житейский раз­говор писателя с читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее, чем все громкие слова современников А. Платонова.

В ранних произведениях А. Платонов пишет о своем детстве. В рассказе «Семен» он повествует о душе ребенка, его мировоззре­нии, о судьбе мальчика, на которого легли все домашние заботы после смерти матери: «...В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые, страстные силы мира и пре­вращались в человека...» В этом произведении поражает образ отца. Он как бы вмещаете себя всю силу любви клюдям, сопереживание. Стоящий на коленях перед маленькими еще людьми, как перед всем человечеством, не умеющий выразить своей непосильной для сердца любви и жалости к ним.
[sms]
Может быть, в образе отца перед нами сам Платонов:«.. .отец обыкновенно лазал по полу на коленях между детьми, укрывал их получше гумени, гладил каждого по го­лове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их, он как бы просил у них прощения за бедную жизнь».

Рассказ «Неодушевленный враг» — о Великой Отечественной войне. В нем через разговор солдат, русского и немецкого, Плато­нов выразил сущность фашизма. Придя завоевывать чужую землю, превращать людей в рабов, незаметно для себя немецкие солдаты сами стали рабами, рабами Гитлера. «Не человек! — охотно согласился Вальц. — Человек есть Гитлер, а я нет. Я тот, кем назначит меня быть фюрер!»

И именно русский солдат «был первой и решающей силой, ко­торая остановила движение смерти в мире; сам стал смертью для своего врага и обратил его в труп, чтобы силы живой природы раз­ломали его тело в прах».

Никого не оставляет равнодушным судьба героя рассказа «Воз­вращение» Иванова, вернувшегося с войны с ожесточившимся нечутким сердцем. Вначале он не может понять, как выжила его семья, он видит лишь внешнюю сторону жизни, подсказки и реплики сына Петрушки. Стыдится своего равнодушия к сыну оттого, что Петрушка нуждается в любви и заботе сильнее дру­гих, потому что на него «жалко сейчас смотреть». Поражает, как точно Платонов показал противоречие между ребенком и вой­ной, ребенком, который стал взрослым по вине войны. Иванов не может вообразить, какой тяжелый труд проделала эта юная душа, он уходит из семьи. Настоящее «возвращение» — к сокро­венному — произошло в момент, когда герой увидел бегущих за ним детей.

«.. .Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упав­ших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него ста­ло в груди... Он узнал вдруг все, что знал прежде... Прежде он чув­ствовал другую линию через преграду самолюбия, интереса, а те­перь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем...»

Романы «Котлован» и «Чевенгур» звучат в наши дни как про­рочество. Весь трагизм в том, что они, эти вещие пророчества печального будущего, не были услышаны за потоком фраз и гром­ких слов.

Писатель создавал эти произведения в начале становления со­циалистического общества. И еще тогда предупреждал о полном крушении светлой идеи, если в основе человеческой деятельности не будут лежать профессионализм, наука, созидательный труд.

«Чевенгур» — самое крупное произведение Платонова, сосре­доточившее многочисленные и разнообразные наблюдения писа­теля, инженера, мелиоратора, общественного деятеля, «всеми си­лами работавшего на благо Советской России».

Кроме прямого смысла, относящегося к путешествию главного героя — Саши Дванова — есть и другой, сокровенный смысл: про­движение всего человечества в сторону будущего возможно, по Пла­тонову, лишь в том случае, если его будут совершать с распахнутым сердцем! Автор наравне с героями и вместе с читателями предпри­нимает попытки осмыслить пути нового мироустройства.

Чевенгур — символ и одновременно конкретное место будущей счастливой жизни. Роман описывает далекий и долгий путь к Чевенгуру. Через времена и жизни многих людей. Через обморочное существование бобыля, безысходность утонувшего рыбака, прозя­бание многодетного Прохора Дванова и его семейства тянется нить повествования.

Идёт «степная воюющая революция». С такой ноты начинается путешествие Саши по вздыбленной России. Во время своего путе­шествия с какими только людьми не приходится сталкиваться ему, чем не доводится заниматься! Перед ним разворачивается фантас­тическая по своей неожиданности картина деятельного осуществ­ления новой жизни.

Едва Дванов узнает, что в Чевенгуре «устроен» коммунизм, как немедленно отправляется туда. Если прежде путешествие длилось, распространялось вширь и вдаль, то теперь оно устремляется вглубь. Повествование сосредоточивается на главном: на поисках сущнос­ти человеческой жизни и человеческого счастья.

Собравшиеся в Чевенгуре люди хотят научиться жить как-то иначе — более разумно, одухотворенно, светло. Но это оказыва­ется непосильной задачей, которую решить поодиночке невоз­можно.

Роман Платонова «Чевенгур» — это печальная сказка о горьком человеческом опыте, в котором заложены многие и многие смыс­лы. Утверждается идея родственности, слитности человечества: че­ловек стремится к человеку, человек понимает человека, человек помнит о человеке.

Наверное, только так и можно выжить человечеству. А иначе оно потерпит крах, как потерпел его вдохновленный выдумкой, но так и не осуществленный Чевенгур.

Игнорирование экономических, экологических и общечелове­ческих законов и замена их только декларациями и лозунгами не­избежно приведут к краху.[/sms]
13 ноя 2007, 08:34
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.