Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Сочинение: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Сочинение: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Тема добра и зла волновала многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим и плохим. Как же относился к этой теме М. Булгаков? Спустя двадцать пять лет после его смерти, где-то с середины шестидесятых годов началась бурная волна публика­ций произведений этого писателя. В течение всего нескольких лет одно за другим в свет выходят такие произведения, как «За­писки юного врача» (1963 год), «Белая гвардия» (1966 год), «Ма­стер и Маргарита» (1966—1967 гг.).
 
Романами Булгакова зачиты­вались пенсионеры и студенты, ученые и рабочие, многие цити­ровали отрывки его произведений наизусть. Судьба Булгакова нео­жиданно подтвердила сказанные Воландом слова о том, что «ру­кописи не горят». Будто заранее было предсказана, что Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны и революции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы и гонения, а спустя четверть века вернется к нам своими книгами.
 
Добро и зло — понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».
[sms]
Своеобразие романа заключается в том, что перед нами преД" ставлены два пласта времени. Один связан с жизнью МосквЫ 20-х годов XX века, другой — с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей — поиском истины. Булгаков создавал произведение как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому роман стал ,Для нас, русских, ун#' кальнейшим документом той эпохи, и в то же время обращенные в будущее.
 
Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть даже основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками. В рома­не «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булга­кова, пишет свой бессмертный роман.
 
Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, при­спосабливаются, совершают предательства вполне земные граж­дане, населяющие Садовую и Бронную улицы 20—30-х гг. нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчеетве, которое всегда является преодоле­нием бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед прокуратором предстал человек лет двадцати семи, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, у которого руки «связаны за спиной, под левым глазом синяк». Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастливые».
 
Понтий сразу убедился в невиновности арестанта, кроме того, он понял, что Иешуа обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить. Поэтому прокуратор задумал спасти этого таинственного человека: объявить его сумасшедшим и выс­лать на остров в Средиземное море, туда, где находится его рези­денция. Однако осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кири-афа за тридцать серебренников предал Иешуа, представив дока­зательства, по которым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что «всякая власть — насилие над людьми», что «настает время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в цар­ство истины».
 
Итак, Иешуа казнен. Но почему же мучается Пон­тий Пилат? Иешуа нес людям добро, у него был высокий уровень сознания и чистая душа. Он, и только он, отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могу- -Щество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей долж­ности и карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако пре­ступить цепи рабства выше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, — Левий Матвей. Значит, истина, свет, Добро и правда все же победили.

События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды вес­ной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших пру­дах». В столице появляются Сатана и его свита. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистатель­ным примером гротеско-фантастического, сатирического обнаже­ния противоречий, живой действительности.

Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глупость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву трид­цатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубо­ко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы «испытать» ге­роев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они пред­станут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложив­шейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы вос­становить справедливость.

Вершителем правосудия в романе является Воланд. Он судит жителей города по совершенным поступкам. И самоуверенный Бер­лиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев — все полу­чают по заслугам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии ТТилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начало эры духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что борьба добра со злом — вечна, она кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и по­рабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку ви­димость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров Ива­новичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со свои­ми помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и пере­носном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой, — клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездом­ный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, прозревает и ста­новится последователем и учеником Мастера.
 
Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству ре­ализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, ко- торым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно едва заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступ­ков Воланда и его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло. «Мастер и Маргарит та» — сложное произведение.

О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Суще­ствует множество толкований знаменитого произведения. О «Мас­тере и Маргарите» еще много будут думать, много писать. «Рукопи­си не горят», — произносит один из героев романа. Булгаков пы­тался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро получила заслуженное признание, стала неотъемлемой час^ тью нашей культуры. Однако далеко не все еще осмыслено и освое­но. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему по­нять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.[/sms]
12 ноя 2007, 16:15
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.