Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: «Страшный мир» в лирике А. А. Блока


Сочинение: «Страшный мир» в лирике А. А. Блока

Сочинение: «Страшный мир» в лирике А. А. БлокаАлександр Блок был романтическим поэтом в своем восприя­тии жизни и в ее отражении в творчестве. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лири­ческий герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению человеческих радостей и страданий.
 
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Пре­красной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорил читателей глубиной, искрен­ностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром».
[sms]
Лирический герой будет жить, подчинив свою судьбу общим за­конам жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петер­бургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его сти­хотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливос­ти, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фаб­рику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного на­рода. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд.
 
Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно раскрывает тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих прове­ди». И от этого страдания лирического героя усугубляются. Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге». Железная доро­га здесь — это образ-символ. Перед нами дорога жизни, лишен­ная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагонов их лица — «сонные, с ровным взгля­дом», безразличные ко всему. А «под насыпью, во рву некоше­ном», униженная женщина, раздавленная колесами этой жизни.
 
Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока, — от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, унич­тоженного «страшным миром». Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пья­ные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот где прихо­дилось жить лирическому герою. Все это туманит сознание чело­века и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.


Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед кра­сотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и оча­рованную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение закан­чивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина в вине»). Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден к трак­тирной стойке...». Его «душа глухая... пьяным пьяна... пьяным пья­на...». Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной ус­талости:

Я пьян давно. Мне все равно.
 Вон счастие мое — на тройке
В серебристый дым унесено...

«Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма «Соловьиный сад». Как жить? Куда идти? «Наказанье ли ждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада — это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окру­жающего мира:

Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!


Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лише­ний, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.


Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда уте­ряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздво­ения: разделены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим прихо­дит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая мысль: выбор сделан правильно, так как герой при­нес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни — это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал. Навер­ное, поэтому финал жизни и самого Александра Блока будет тра­гичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.[/sms]
12 ноя 2007, 10:51
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.