Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Спор - о правде и назначении человека в пьесе М. Горького «На дне»


Сочинение: Спор - о правде и назначении человека в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинение: Спор - о правде и назначении человека в пьесе М. Горького «На дне»М. Горького «На дне» — сложное противоречивое произ­ведение. В своей работе писатель показывает два совершенно раз­личных подхода к человеческой жизни, не открывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Вопросы, поставленные Драматургом, остаются нерешенными и на сегодняшний день.

Две правды, две точки зрения на человеческую судьбу выражают два главных героя пьесы: босяк, обитатель ночлежки Сатин и стран­ник Лука — неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда дер­жащий путь. Насколько разнятся между собой эти две правды, на­столько же разнятся образы их носителей.

Лука мягок и в речи и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сиби­ри. Хроническому алкоголику Актеру старик говорит о чудесной клинике, в которой лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова, ей он доказывает, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смер­ти. Лука не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участ­ник, который вмешивается во все.
[sms]
Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, как вообще не верит в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция — в образе босяка Сатина. Сатин, прежде всего, борец, борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь человека — своей сестры. Человеческая не­справедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных мер, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав.
 
Образ Сатина оставляет двойствен­ное ощущение, ощущение контраста между высокими помысла-ми, благородными стремлениями и общим пассивным существо­ванием героя. Сатин не алкоголик, но любит выпить; не аферист по натуре, но карточный шулер, и создается впечатление, что он довольно уютно чувствует себя в костылевской ночлежке, где все-таки выше всех по уму и силе характера.

Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у него нет, но в противовес позиции Луки, Сатин решитель­но и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».

Таким образом, в драме существуют две правды: правда луки с ее безразличной добротой, христианским смирением, с ее «свет- дой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая правда отрицания лжи.

Мне кажется, конфликт этих двух героев, столь отличных друг  от друга позиций рассудила история. История показала, что мир переделывается только силовыми методами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.[/sms]
12 ноя 2007, 09:55
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.